27 августа в Доме Москвы в Риге в рамках региональной конференции российских соотечественников, проживающих в Латвии, Литве и Эстонии, прошел круглый стол, посвященный выяснению исторической роли русского языка в регионе и анализу его нынешнего правового статуса в странах Прибалтики. С докладом "Опыт правозащитников по повышению правового статуса русского языка в Латвии (1991-2011)" на нем выступил сопредседатель Латвийского комитета по правам человека, экс-депутат Сейма Латвии Владимир Бузаев. ИА REGNUM приводит текст его выступления:

"Деяния властей в отношении русских Латвии не могли не вызвать сопротивления. Конечно, нам по его результатам трудно тягаться с южно-африканскими или американскими неграми. Но не будь этого сопротивления в Латвии давно бы не осталось ни независимых русских СМИ, ни русских школ. Да и самих носителей русского языка в Латвии осталось бы гораздо меньше, чем это оказалось в реальности.

Молодежь воспринимает деятельность Латвийского комитета по правам человека в первой половине 90-х годов прошлого века, как события троянской войны. Тем не менее, все это было. Начали мы со сбора 100 тысяч подписей за возвращение нам гражданских прав, оказавшихся на столе у тогдашнего президента России. В этот период нам удалось организовать тысячи судебных исков против отказа регистрировать неграждан в регистре жителей и выдавать им приватизационные сертификаты, и, в известной степени, решить проблемы затрагивающие интересы десятков, если не сотен тысяч людей. Так мы боролись за то, чтобы в Латвии сохранились те, для кого русский язык является родным.

Исков в отношении языка было гораздо меньше. Хотя вытеснение русского языка из всех сфер коснулось даже большего круга лиц, чем массовое безгражданство.

Возьмем к примеру, написание лекарственных рецептов и инструкций к лекарствам, которое гарантировано только на государственном языке. Вчера на прием ко мне явилась дама, инвалид войны. Она просила продемонстрировать конференции стопку инструкций к выписанным ей препаратам, где нет ни слова по-русски, хотя есть переводы и на эстонский, и на литовский язык. Один препарат кстати в России изготовлен. Мы что, оккупированы, спросила меня посетительница?

Искажению имен и фамилий подверглись более миллиона человек. Известны иски в Европейский суд от двух дам - Ментцен и Кухарец, которые, по мнению властей, имеют фамилии Менцена и Кухареца. Иски были проиграны, ибо суд счел вмешательство в личную жизнь пропорциональным. Тогда аналогичный иск от сопредседателя нашей организации, по мнению властей, Леонидса Райхманса, был подан в комитет по правам человека ООН и выигран в прошлом ноябре. Латвия, однако, затягивает исполнение решения, и в лице Сената Верховного суда рекомендовала победителю снова обратиться в Центр государственного языка.

А сегодня с утра курьер принес мне положительный приговор апелляционного суда по делу моей дочери, которой отказываются присваивать фамилию мужа - Введенская. Мотивируют это тем, что в латышском языке не предусмотрено двух согласных "в" подряд, а также угрозой демократическому устройству государства. Пока шел процесс, угроза государству утроилась, ибо на свет появились Яков и Анна Введенские, благополучно зарегистрированные прямо в роддоме с двумя "в". Ну что же, одной Бузаевой станет меньше.

Предъявление с начала девяностых языковых требований буквально ко всем должностям и профессиям заставило подвернуться унизительной языковой аттестации почти 700 тысяч человек. Протестовали в основном кандидаты в депутаты, которым вменялось в обязанность знать госязык на высшую категорию. Два дела в Европейском суде и комитете ООН мы выиграли, и требования к кандидатам отменили. Это был период подготовки к вступлению в ЕС и власти так перепугались, что заодно отменили возможность отнимать по результатам проверок уже выданные языковые удостоверения и у остальных 700 тысяч. В 2009 году власти решили предъявить языковые требования уже к депутатам, по-прежнему не предъявляя их к кандидатам. То есть к участникам конкурса одни требования, а к победителям - уже совсем другие. Два дела по штрафованию депутатов находятся сейчас в апелляционной инстанции.

Возбуждено множество административных дел за не использование государственного языка. Только за последние 11 лет их было 6472, и лишь в 65 случаях их удалось успешно оспорить. Только что вступили в силу изменения, увеличивающие штрафы вчетверо, принятые парламентом единогласно.

Штраф за нарушение квот вещания не на государственном языке в начале века оспорил один владелец радиостанции, и Конституционный суд его жалобу не принял к рассмотрению. Депутаты от национальных меньшинств дело, однако, выиграли, и квоты были отменены. Однако с прошлого года квоты снова восстановлены под предлогом соблюдения Регламента ЕС о квотировании передач, созданных на территории этого демократического образования.

Вы заметили, что я трижды продемонстрировал, как пересматриваются или не исполняются решения по уже выигранным делам. Это веяние нового времени, способ борьбы с которым еще не вполне ясен. В этом плане мы надеемся и на Россию, которая в соответствующих европейских инстанциях представлена.

Охарактеризовать массовые акции в защиту русского языка мне уже не хватит времени. Акции по собственно языку были в 1999 - 2000 годах, когда принималось современное законодательство. В результате на десять лет удалось не допустить тотального регулирования языка в частной сфере.

Следует отметить акции партии "Равноправие" 1996 года, по результатам которых вопрос ликвидации среднего образования на русском языке был отложен на 8 лет, а после беспрецедентной по масштабам "школьной революции" и вовсе снят с повестки дня.

Требование признания русского языка государственным впервые было высказано в 1988 группой из трех работников моего родного отраслевого института - собраны подписи, переданы депутатам, опубликованы в прессе. Еще дважды уже в этом веке депутаты от ЗаПЧЕЛ подавали законодательные предложения о признании русского языка на уровне самоуправлений. И, наконец, в этом году, по инициативе четырех лиц, были собраны 10000 подписей за проведение референдума по этому вопросу.

К сожалению, лишь Эдуард Сватков из этой четверки предлагал совместить сбор подписей 10% избирателей за придание официального статуса русскому языку с внеочередными парламентскими выборами. Остальные отказались - что резко снижает вероятность выигрыша этого этапа референдума.

Я считаю это, равно как и объявленный ныне мораторий на русские вопросы, предательством, надеюсь, что участники конференции против моратория, и поддержат предложенные проекты документов".