Чтобы ни говорили комментаторы про состоявшиеся в субботу 27 августа теледебаты кандидатов в президенты Эстонской Республики, один вывод напрашивается однозначно. Молодой евродепутат Индрек Таранд "положил на лопатки" действующего президента Тоомаса Хендрика Ильвеса. И те журналисты, которые, даже раскритиковав Тоомаса Хендрика Ильвеса, явно преувеличивали недостатки Индрека Таранда, причем буквально по крупицам выклевывая слабые места в ответах молодого претендента, а также те комментаторы, которые упрекнули обоих кандидатов, за то, что они не сумели возвыситься до полемики, достойной президентского уровня, на самом деле лукавили.

Все они, в том числе те, кто однозначно раскритиковали и того, и другого, известны откровенной поддержкой правящей коалиции (либералов из Реформистской партии и националистов из партии IRL), а также социал-демократов, то есть тех трех партий, которые выдвинули и поддержали кандидатом в президенты Тоомаса Хендрика Ильвеса. Они просто не посмели признать поражения Ильвеса, почему одновременно они не могли признать и победы Таранда. И это легко объяснимо.

СМИ Эстонии, которые давно называют "придворными", превращены в рупоры правящих партий, которые обслуживают экономические интересы - зарубежного капитала, а политические - США. Эти партии (перечисленные выше) располагают в парламенте 75 голосами (из 101), которых предостаточно для избрания действующего проамериканского президента Ильвеса.

Для избрания ему нужно получить не менее 67 голосов. И все же интрига сохраняется. Индрек Таранд обещал, что десять депутатов правящих партий проголосуют за него - голосование-то - тайное!

Тем не менее даже специалист по общественным связям Рийна Вяндре (Riina Vändre), добровольно помогающая Индреку Таранду в избирательной кампании осмелилась выразиться настолько дипломатично, чтобы не раздражать ставленников Ильвеса: "Таранд был скорее победителем, но во многом благодаря артистичности". Ее мнение опубликовано на портале DELFI.ee.

Нельзя забывать, что за несколько дней до дебатов Индрек Таранд был приглашен для беседы в посольство США в Таллине. (Можно себе представить вселенский шум и плач по концу света, если местного русского политика в такой же ситуации пригласили бы в российское посольство в ЭР). Об инструкциях, которые Таранд получил от американских дипломатов, нетрудно было догадаться по характеру дебатов.

В ходе полемики он был намного свежее и более гибок (убедителен), не позволял себе, как Ильвес оставлять вопросы журналистов и жителей страны без ответа, даже если они были каверзные. Таранд не раз убедительно подчеркивал и доказывал свое превосходство над Ильвесом, демонстрируя даже большую осведомленность во внешней и внутренней политике Эстонии, чем нынешний президент Ильвес.

Но при этом Таранд заявил, что его участие в президентских выборах обусловлено необходимостью исключить безальтернативность самих выборов (а к этом дело и шло до середины лета), то есть необходимостью придать им демократический окрас. Таранд снисходительно заметил, что участвует в выборах ради поддержки Ильвеса, его имиджа. Вот она - установка США!

И все это притом, что в случае всенародного голосования вне всякого сомнения победил бы Таранд. Это доказывает и то, что СМИ "почему-то" не дают информации об опросах общественного мнения насчет предпочтительности того или иного кандидата, хотя это практикуется в Эстонии всегда и с перебором и результаты которых, как правило, совпадают с итогами самих выборов. Но видать, итоги нынешних опросы не совпадают с намерением правящей элиты видеть победителем только Ильвеса.

Более того, победу Таранда в состоявшихся теледебатах засвидетельствовал бы и интерактивный опрос телезрителей. Но его опять же "почему-то" не организовали, да и сами дебаты были лимитированы донельзя - кроме обсуждаемой за два дня до выборов дискуссии на телевидении, за неделю до неё состоялся еще один обмен мнениями кандидатов на радио. Неприлично мало, но демократия формально соблюдена!

Будь дебатов больше и по разным темам, то мнение народа вошло бы в неприличное противоречие с заранее назначенным результатом голосования в парламенте в пользу проамериканского ставленника Ильвеса. Допустить такое было нельзя.

Что касается русского населения Эстонии, то оба кандидата в президенты известны своей русофобией, противниками сближения и нормализации отношений Эстонии и России, отчуждения русского населения от общественно-политической жизни страны, игнорирования его истинных забот и проблем, хотя они им, безусловно, известны.

Оба кандидата лишний раз доказали это и в ходе дебатов и оба в антироссийскости друг другу не уступили. Так что неэстонское население испытало всего лишь зрительское удовольствие от довольно атрактивного, заранее срежиссированного спектакля в надежде, что когда-нибудь и русских Эстонии будут считать равноправными гражданами или хотя бы членами общества.

Президентские выборы намечены в парламенте на 13:00 (по местному времени) в понедельник, 29 августа 2011 года. Если Тоомас Хендрик Ильвес не наберет необходимых ему 67 голосов, то по закону состоится второй тур голосования, в котором примут участие еще и представители местных самоуправлений. Эксперты убеждены, что избрание ставленника США Ильвеса предопределено. Но многие из них отмечают, что, если дело дошло бы до второго тура, то шансы Таранда будут предпочтительнее.