6 сентября правительство Латвии должно иметь на руках отчет компании Prudentia с предложениями по стабилизации деятельности национальной авиакомпании airBaltic. В качестве двух наиболее вероятных решений Prudentia рассматривает выкуп всех акций airBaltic, принадлежащих миноритарному совладельцу компании Baltijas aviācijas sistēmas (BAS) и увеличение основного капитала airBaltic со стороны государства. Об этом сегодня, 26 августа, сообщает портал nra.lv.

Ранее BAS выступила с официальным заявлением о том, что готова рассмотреть вопрос о продаже своих акций airBaltic и других вложений в авиакомпанию. Стоимость акций, на приобретение которых у Латвийского государства есть право первой руки, компания BAS оценивает в 91 млн латов (130 млн евро). "Эту сумму должно приготовить государство, если хочет выкупить акции у миноритарного акционера. Отмечу, BAS желает получить возмещение за свои финансовые вложения в авиакомпанию по номинальной стоимости", - заявил представитель BAS Янис Петерсонс.

В то же время, согласно направленному BAS в министерство предложению, миноритарный акционер airBaltic меньшую сумму - немногим более 70 млн латов (около 100 млн евро), свидетельствует информация, попавшая в распоряжение портала Delfi.lv. Также и госсекретарь Минсообщения Анрийс Матисс сообщил, что требуемая BAS сумма меньше прозвучавшей в СМИ. Какая точно, он не сказал, сославшись на конфеденциальный характер связанной с airBaltic информации. "Она между 91 и 50 млн латов (70 млн евро)", - уточнил все же чиновник.

Со своей стороны госсекретарь министерства финансов Алексей Яроцкис отметил, что увеличение основного капитала аirBaltic за счет государственных средств приведет к существенному росту дефицита бюджета страны, что, в свою очередь, породит необходимость дополнительной консолидации госбюджета. При этом, принимая во внимание то, что в сложившейся ситуации правительство может все-таки оказать эту поддержку национальной авиакомпании, Минфин допускает такую возможность при условии предоставления точных расчетов финансовой рентабельности столь крупных инвестиций. Яроцкис также подчеркнул, что Минсообщения следует уладить все вопросы, связанные с управлением авиакомпанией и обеспечить более качественное соблюдение интересов государства.

Между тем, президент и совладелец airBaltic Бертольт Флик распространил официальное сообщение о том, что в целях экономии средств авиакомпания планирует отказаться от эксплуатации самолетов Fokker 50 и уволить более 200 сотрудников. По словам Флика, растущие издержки и высокие цены на топливо вынуждают компанию к дальнейшим шагам по повышению эффективности, поэтому airBaltic отказывается от продолжения эксплуатации 10 турбовинтовых самолетов Fokker 50 и уволит более 200 работников, что позволит сэкономить 30 млн латов (42 млн евро).

Как сообщало ИА REGNUM, мажоритарным акционером airBaltic является Латвийское государство в лице Минсообщения. Ему принадлежат 52,6% акций airBaltic, а 47,4% акций владеет миноритарный акционер - компания Baltijas Aviācijas sistēmas (BAS). До середины декабря 2009 года BAS на 100% принадлежала президенту airBaltic Бертольду Флику, а сейчас 50% акций получила зарегистрированная на Багамских островах компания Taurus Asset Management Fund Limited. Параллельно с этими изменениями Флик с 18,27 до 31 млн латов (25,84 и 43,85 млн евро соответственно) увеличил размер двух коммерческих залогов в Latvijas Krājbanka. Также в декабре 2009 года АО Air Baltic продало BAS за 13 млн евро шесть товарных знаков "airBaltic" ("airBaltic", "airBaltic.com", "airBaltic Travel.com", "airBalticHotels", "BalticMiles" и "Baltic Taxi"). Во вторник правительство постановило принять участие в спасении airBaltic, но при условии отставки Флика с поста руководителя авиакомпании.

В 2009 году airBaltic работал с консолидированным оборотом 206,8 млн латов (289 млн евро), что на 2% бальше показателя 2008 года. Прибыль компании в 2009 году составила 11,113 млн латов по сравнению с убытками в размере 26,678 млн латов в 2008 году (15,53 и 37,29 млн евро соответственно).