Белкомур продолжает вызывать неоднозначные оценки экспертов

Мурманск, 26 августа 2011, 12:50 — REGNUM  На днях проект Белкомур, предполагающий создание глубоководного порта у Архангельска с общим грузооборотом в 28 млн тонн в год, был включен в программу социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года. Тем не менее, в экспертных кругах представленные расчеты грузовой базы порта вызывают неоднозначные оценки.

Напомним, проект Белкомур предполагает строительство новой спрямляющей железнодорожной магистрали общей протяженностью 1155 км, которая напрямую свяжет республику Коми с незамерзающими портами Архангельск, Мурманск и портами Северной Европы, а также создаст основу для движения транзитных грузопотоков из Азии на Запад. Проект реализуется ОАО "Межрегиональная компания "Белкомур"", 86% которой принадлежит государству в лице администраций Республики Коми, Архангельской области, Пермского края и других госструктур.

В рамках проекта предполагается создание глубоководного порта у Архангельска в северо-восточной части губы Сухое море Двинского залива с расчетной годовой перевалкой грузов в объеме порядка 28 млн тонн в год. При этом их львиную долю должны составить грузы в контейнерах в объеме 17,5 млн тонн (в TEUs не указывается). Кроме того, объем перегрузки угля в новом порту предусматривается в объеме 5,5 млн тонн, нефтеналивных грузов - 2,5 млн тонн, минеральных удобрений 500 тыс. тонн, генеральных грузов 1,5 млн тонн, лесных грузов 500 тыс. т.

Заявленный срок реализации проекта - 5 лет, общий объём капитальных вложений - около 30 млрд руб. Предполагается, что 9 млрд руб. проинвестирует государство и 21 млрд руб. - частные инвесторы на условиях государственно-частного партнерства.

Экспертное сообщество относится к проекту неоднозначно. Так, по мнению авторов аналитического доклада "Архангельская область: социально-экономическое положение и эффективность исполнительных органов власти", подготовленного аналитиками Института региональной информации, реализация данных транспортных проектов в Архангельской области входит в противоречие с транспортной стратегией соседнего региона - Мурманской области. Уже принята концепция развития Мурманского транспортного узла, в которой ключевая роль отводится Мурманскому порту. "По мнению большинства экспертов, создание еще одного глубоководного порта в Архангельске является нецелесообразным. При этом сомнения в целесообразности развития второго порта могут привести и к корректировке проекта Белкомур - в Минтрансе РФ уже прорабатывается вопрос корректировки магистрали с архангельского порта на мурманский", - говорится в докладе. Главная причина - отсутствие гарантий, что планы по созданию глубоководного порта в Архангельске будут претворены в жизнь, считают аналитики.

"Таким образом, в случае корректировки направления магистрали "Белкомур" существует большая вероятность отказа от проекта создания глубоководного порта в Архангельске. Альтернативным вариантом является проработка проекта дифференциации грузовых потоков в Мурманском и Архангельском портах. К примеру, Мурманск может сосредоточиться на принятии газоконденсатных, нефтяных, насыпных грузов, а Архангельск будет позиционироваться исключительно как контейнерная база", - говорится в докладе. В то же время, как прокомментировали Portnews в отделе маркетинга одного из крупных участников рынка контейнерных перевозок в России, проект перевалки контейнеров через Архангельск выглядит экономически необоснованным. "Ломать существующие, налаженные схемы транспортировки контейнеров бессмысленно. Никто не повезет контейнеры в Архангельск, когда есть наработанные логистические схемы их перевалки в портах Финского залива", - пояснили эксперты. Перспектив транзита контейнеров из Китая в Архангельск в компании также не видят из-за низкого уровня железнодорожного сервиса. "Главное в контейнерной логистике - поставка в срок, а российские железные дороги этого обеспечить не могут. Все попытки перевести китайский контейнеропоток в России на железную дорогу особого успеха до сих пор не имели", - уверены представители компании. Кроме того, следует учесть, что основными потребителями импортных контейнерных грузов являются Центральная Россия, Санкт-Петербург, Поволжье. Везти туда контейнеры из Архангельска не имеет рационального обоснования - слишком большим получается транспортное плечо. Также, недостаточные глубины моря в районе строительства потребуют выполнения значительных дноуглубительных работ при создании операционной акватории и водных подходов к порту. По планам, дноуглубление планируется произвести до отметки, позволяющей проходить судам с осадкой в 13,5 м. Другими словами, масштаб работ и инвестиций потребуется значительный, а вот их экономическая целесообразность остается под вопросом. Единственным преимуществом северного порта является, пожалуй, его незамерзаемость, что актуально с учетом тяжелой ледовой обстановки в зимнюю навигацию на Финском заливе. Однако вряд ли только один этот факт способен сделать реализацию проектов с заявленными на сегодняшний день цифрами грузооборота интересным для инвесторов. С другой стороны, реализация проекта Белкомур нужна российскому правительству не только и не столько с экономической, сколько с политической точки зрения. Это связано с политикой укрепления позиций России в Арктическом регионе, освоением Севморпути и развитием северных областей.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.02.17
Из-за обстрелов ВСУ остановилась Донецкая фильтровальная станция
NB!
24.02.17
День независимости Эстонии: праздник благодаря большевистской России
NB!
24.02.17
Нидерланды — следующее слабое звено ЕС?
NB!
24.02.17
Разоблачая CNN: американский журналист обвинил телеканал в искажении фактов
NB!
24.02.17
В Твери горит детская клиническая больница
NB!
24.02.17
Помощник Манафорта: Ради мира на Украине Янукович должен возглавить Донбасс
NB!
24.02.17
Трамп: Россия размещает крылатые ракеты в нарушение договора 1987 года
NB!
24.02.17
«Ростов» разгромил «Спарту» по сумме двух встреч и вышел в 1/8 финала ЛЕ
NB!
24.02.17
Трамп: США будут расширять свой ядерный арсенал
NB!
23.02.17
«Возможен ли в Сирии «русский мир»?»
NB!
23.02.17
The Independent: «Брексит» – дело русских хакеров
NB!
23.02.17
Как Голливуд равнялся на советскую космическую оперу
NB!
23.02.17
Оборона Курильских островов — суверенное дело России
NB!
23.02.17
Пётр Кончаловский
NB!
23.02.17
Разведка США: рак мозга
NB!
23.02.17
Франция: семьянин пойдёт до конца
NB!
23.02.17
В Калининграде дан салют из пушек, штурмовавших Кёнигсберг
NB!
23.02.17
Вещание российского телеканала о рыбалке запретили на Украине
NB!
23.02.17
Баку обозначил дискурс независимости Нагорного Карабаха
NB!
23.02.17
Севастополь празднует третью годовщину Русской весны
NB!
23.02.17
Как великий актер Алексей Петренко стал «неправильным украинцем»
NB!
23.02.17
Внутренняя аморфность, направленная вовне