Молдавия могла бы сделать горзадо больше в сфере сотрудничества с НАТО, если бы не политическая неопределенность, вытекающая из неспособности избрать главу государства. Об этом заявил в интервью молдавскому информагентству Infotag директор кишиневского Центра информирования и документирования НАТО, член Военной коллегии Минобороны Молдавии Виталий Гросу.

Гросу считает, что "с расширением НАТО, Молдавия получит поддержку в продвижении своих интересов". "НАТО предложило Молдавии прямую политическую поддержку в урегулировании приднестровского конфликта, но не входит в официальный формат переговоров. Высокопоставленные лица в НАТО неоднократно подчеркивали, что Россия должна вывести свои войска. НАТО также косвенно поддерживает нас путем развития наших возможностей обеспечить безопасность на границе. Властям Молдавии не следует, однако, ждать, что наши национальные интересы будут продвигать зарубежные актеры (Ограниченная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после приднестровского урегулирования - прим. ИА REGNUM)".

"Если бы Молдавия захотела вступить в НАТО, то ей следовало бы выполнить целый ряд условий, в том числе урегулировать приднестровский конфликт. С неразрешенным конфликтом на своей территории практически невозможно стать членом НАТО", - отметил Гросу.

Отвечая на вопрос о том, как отреагирует Россия на изменение молдавской конституции и отказ от нейтралитета, директор Центра НАТО заявил: "Молдавия должна действовать, исходя из национальных интересов, не оглядываясь на Россию. Отношение РФ просто спрогнозировать, оно будет отрицательным. Но Молдавия должна доказать свою зрелость и заставить Россию считаться с ее интересами. Тем более, что НАТО - не враг России, и это признают и власти в Москве. Россия сотрудничает с НАТО в областях гораздо более сложных, чем Молдавия. Вследствие вступления в НАТО прибалтийских стран, Польши, Румынии Россия стала вести себя умереннее с ними, и кризисы возникают гораздо реже. Мы же, начиная с 1991 года, и до сих пор сталкивались с бесчисленными кризисами в отношениях с Россией, и все они имели политическую окраску. Другим примером является Грузия, которая столкнулась с военной интервенцией России, не поставившей в известность о своих намерениях Совет безопасности ООН. Выходит, что в качестве члена НАТО та или иная страна имеет более высокую степень безопасности. Если предложили бы отказаться от принципа нейтралитета, оговоренного в конституции, я бы поддержал эту идею, исходя из экономических преимуществ и возможностей безопасности и обороны, которые предлагает НАТО".

"Если следовать примеру прибалтийских стран и большинства государств Центральной Европы, то вступление в НАТО было предварительным шагом для вступления в Евросоюз. И это, несмотря на то, что и НАТО, и Евросоюз подчеркивали, что не существует какой-либо зависимости между этими событиями. В то же время никто не отрицает, что вступление в НАТО благоприятствует вступлению в Евросоюз. Страна, которая хочет стать членом НАТО, должна провести ряд реформ, в том числе политических и экономических, которые совпадают с требованиями ЕС. Молдавия должна самостоятельно решить, по какому пути идти, никто не говорит, что вступление в НАТО является предварительным условием, но и не отрицает, что это может благоприятствовать европейской интеграции", - заявил Виталий Гросу.