"Единая Россия" - это не вся Россия: обзор СМИ Приднестровья

Москва, 24 августа 2011, 22:10 — REGNUM  

Выборы президента: "По разным версиям Россия поддерживает то Шевчука, то Каминского, то Смирнова". Молдавско-приднестровское урегулирование: "Москва по-прежнему настаивает на официализации работы совещания в формате "5+2". Внешняя политика: "Вынужденные обращаться в консульство РФ в Кишиневе приднестровцы, желающие получить российское гражданство, будут испытывать значительные неудобства". История: "Не только Румыния, но и вся оккупированная Европа была союзником фашистской Германии".

Выборы президента: "По разным версиям Россия поддерживает то Шевчука, то Каминского, то Смирнова"

В Тирасполе прошло первое заседание организационного комитета общественных объединений по созданию республиканского общеприднестровского общественного движения, пишет ИА "Ольвия-пресс". С инициативой его создания еще 17 июня выступил Республиканский координационный совет общественных объединений и политических партий ПМР, в который входят более 20-ти республиканских общественных организаций, а также координационные советы организаций городов и районов. Тогда было принято соответствующее заявление, в котором определена суть нового гражданского института. В заявлении, в частности, говорится, что движение создаётся "в целях консолидации общества для эффективного разрешения жизненно важных социально - политических вопросов жизни республики".

Как сообщил ответственный секретарь Республиканского координационного совета Александр Березовский, на учредительном съезде, дата проведения которого (25 августа) предварительно определена Оргкомитетом, планируется выступить с обращением к Игорю Смирнову с предложением баллотироваться на следующий президентский срок, продолжает ИА "Ольвия-пресс". В случае согласия, организации-участники движения готовы собрать и систематизировать наказы Игорю Смирнову с целью формирования его истинно народной программы. Данная программа, считают инициаторы движения, должна быть подготовлена по итогам самого широкого обсуждения во всех организациях, вошедших в общеприднестровское народное движение и вести к существенным положительным переменам в государстве и обществе, подводит итог издание.

По мере приближения кампании по выдвижению кандидатов на пост президента ПМР средства массовой информации, находящиеся в прямой административной зависимости от ныне действующего президента ПМР Игоря Николаевича Смирнова, и просмирновские общественные организации рванули, что называется, с места в карьер задолго до официального начала предвыборной кампании, пишет "Человек и его права". В спорте есть такое понятие "фальстарт". Или "фальшивый старт". Это когда у одного или нескольких спортсменов не выдерживают нервы, и они срываются с места до выстрела из стартового пистолета судьи. За два фальстарта спортсмена снимают с соревнования. Команда Игоря Николаевича Смирнова ещё несколько месяцев назад сорвалась со старта и бежит в сторону финиша, наклонив голову вперёд и энергично работая локтями. А судья на старте, в лице председателя Центральной избирательной комиссии Петра Денисенко, в момент фальстарта отвернулся и посмотреть на беговую дорожку у него совершенно нет времени. Всё не может разобраться в хитросплетениях Избирательного кодекса. Определить хотя бы приблизительно реальное число избирателей.

Тем временем государственные (читай: смирновские) СМИ и просмирновские в доску общественные организации не просто ведут агитационную кампанию, они, с присущим им цинизмом, приступили к широкомасштабному зомбированию избирателей Приднестровской Молдавской Республики, продолжает "Человек и его права". Объединённый совет трудовых коллективов (неизвестно кого объединяющий) выступил с поручением Игорю Николаевичу Смирнову баллотироваться на пост президента ПМР. Команда Смирнова стремится дезориентировать общественность и подавить своих оппонентов числом организаций. Пусть даже они состоят из одного человека и обнаруживают себя только когда надо поддержать Смирнова. Своеобразная группа поддержки, "фаны" И. Н. Смирнова. Им бы ещё барабаны и трещотки в руки!

Для того, чтобы взбудоражить сознание приднестровцев, телевидение ПМР вновь транслирует фильмы с множеством трупов, в том числе голых, обезглавленных, с оторванными ногами, руками, пишет "Человек и его права". Облепленные огромными синими и зелёными мухами рваные раны. На подсознательном уровне нам пытаются внушить, что спасителем от всего этого кошмара может быть Смирнов, только Смирнов.

Между тем и затянувшийся спор о том, "кого из кандидатов на выборах президента ПМР поддерживает Россия", напоминает сцену из абсурдистского спектакля, пишет "Человек и его права". Напомним, что по разным версиям Россия - вроде бы - поддерживает то Евгения Шевчука, то Анатолия Каминского, то вдруг оказывается, что Игорь Смирнов проехался с очередным вояжем по Москве и Киеву - и везде, понятное дело, был поддержан. Почему-то кажется, что до выборов мы еще не раз услышим о том, что Россия, мол, поддерживает такого-то или такого-то кандидата Имярек... Давайте же разберемся, что означает "поддержка России" и откуда она берется?

Начнем с того, что Россия довольно велика, и не вполне однородна, продолжает "Человек и его права". Тот факт, что фракция ЕР поддерживает кандидата от "Обновления", говорит о том, что "Единая Россия" желала бы видеть его на посту президента Приднестровья. При всем уважении к ЕР, как к крупнейшей российской партии, она - еще не вся Россия. Иными словами, оппоненты Анатолия Каминского при сильном желании смогут найти - и наверняка еще найдут в России несколько заметных фигур, которые окажут поддержку им.

Что такая поддержка означает на практике - кроме пожелания удачи? Собственного говоря, ничего более она не означает, пишет "Человек и его права". Кто бы ни победил на президентских выборах, Россия не прекратит поддерживать Приднестровье и не выведет из Зоны Безопасности своих миротворцев. Вместе с тем, Россия и не признает Приднестровье - опять же, при любом исходе президентских выборов. Об этом не так давно прямо заявил председатель комитета Госдумы РФ по международным делам Константин Косачев (ответственный за международные отношения партии "Единая Россия" и лоббирующий Анатолия Каминского - прим. ИА REGNUM). Выступая перед участниками прошедшего в Липецке форума российских соотечественников он, отвечая на вопрос, почему Москва не оказывает поддержки Тирасполю в вопросе признания независимости, сказал: "У Приднестровья, как у независимого государства, перспективы не очень определенные.... Эта независимость, скорее всего, не обретет широкого международного признания".

Некоторые варианты в развитии отношений с Москвой и в объемах российской поддержки, в зависимости от того, кто станет президентом, конечно, возможны, продолжает "Человек и его права". Но, в принципе, по большому счету, политика России в отношении Приднестровья довольно стабильна. Иными словами переоценивать значение того, что какой-то российский политик или российская партия, пусть даже и очень влиятельная, поддержали того или иного кандидата, право, не стоит. Это всего лишь пожелание. А вот разобраться в том, почему та или иная российская политическая сила желала бы видеть на посту президента того или иного кандидата действительно интересно.

В случае с Анатолием Каминским все довольно прозрачно и понятно, пишет "Человек и его права". Анатолий Каминский - кандидат от партии "Обновление". "Единая Россия" имеет солидный опыт работы с Приднестровьем и хорошо представляет себе все нюансы сотрудничества с различными политическими силами нашей республики. Напомню, что российская финансовая помощь первоначально поступала в распоряжение Игоря Смирнова и правительства ПМР. Затем, когда президентское окружение не смогло отчитаться в расходовании полученных сумм, помощь сменила адресата и стала поступать в распоряжение ВС ПМР, большинство мест в котором принадлежит "Обновлению" (российская финансовая помощь "сменила адресата" в период, когда спикером Верховного совета и председателем партии "Обновление" был Евгений Шевчук - прим. ИА REGNUM). Иными словами, Госдума РФ, в которой большинство принадлежит "Единой России" предпочитает иметь дело с надежным партнером. Партия "Обновление" в роли большинства в ВС ПМР, хорошо зарекомендовала себя в этом плане, а президент Смирнов и его окружение приобрели в глазах ЕР скверную репутацию. Естественно, что "Единой России" было бы удобнее работать с Приднестровьем в том случае, если бы президентом республики стал кандидат от "Обновления". Но это, повторяем, пожелание - и не более. Не нужно представлять российскую поддержку кого-либо из кандидатов чем-то вроде благословения или помазания на царство.

Но есть во всей этой истории один нюанс, продолжает "Человек и его права". Россия, а точнее её руководство, обладает информацией о ныне действующем президенте Игоре Николаевиче Смирнове. Вброс её в средства массовой информации может существенно (если не решающим образом) повлиять на исход выборов. В том случае, если И.Н. Смирнов проявит упрямство и непонятливость. Впрочем, выбирать будем мы с вами - и мы же будем нести всю ответственность за последствия нашего выбора. А вот присмотреться к причинам симпатий и антипатий к различным кандидатам - право же, стоит! - подводит итог издание.

"Правда Приднестровья" публикует интервью председателя Центрального Комитета Приднестровской коммунистической партии, депутата Верховного совета ПМР и вероятного кандидата на пост президента республики Олега Хоржана.

Как вы, ваша партия видите будущее Приднестровья?

Сегодня много говорится о статусе ПМР. Приднестровская Коммунистическая Партия считает, что наша республика должна стать составной частью единого объединенного государства, в состав которого войдут Россия, Украина, Белоруссия. Наша основная задача на современном этапе - сохранить свой народ, его идентичность, историю и культуру, чтобы в будущем войти в объединенное государство, которое обязательно будет создано. Других вариантов у нас нет - только единый Союз. В современном мире все стремятся к объединению, - к примеру, та же Европа. Интеграционные процессы проходят в Азии и Южной Америке. Еще не так давно Россия, Украина, Белоруссия и Приднестровье жили вместе, просто нас разъединили, проложив искусственные границы. Но это противоестественно, это противоречит интересам большинства жителей стран СНГ. Поэтому я считаю, что Союзное государство будет воссоздано обязательно.

В средствах массовой информации можно видеть сообщения о том, что на предстоящих президентских выборах в Приднестровье Россия намерена поддержать нынешнего главу парламента А. Каминского. Как Вы это прокомментируете?

В преддверии президентских выборов в ПМР одна из российских политических партий, а именно - "Единая Россия" приняла решение поддержать кандидатуру председателя партии "Обновление" Анатолия Каминского. Однако было бы неверно говорить о том, что его поддерживает вся Россия. Партия "Единая Россия" сделала свой выбор - это ее право. Я не стану комментировать, почему именно эту кандидатуру поддерживает "Единая Россия", но могу предположить, что, наверное, это им выгодно, и именно в этом человеке единороссы увидели что-то свое... Но в России есть и другие политические силы, которые поддерживают иных приднестровских политических лидеров. Для нас, коммунистов Приднестровья, президентские выборы - не самоцель, а лишь один из этапов нашей борьбы. Не так просто будет возродить то, что разрушалось двадцать лет. Не так просто будет оздоровить больную экономику. Если власть поменяется, то впереди всех нас ждет большая и кропотливая работа в поте лица.

Намерена ли Приднестровская Коммунистическая Партия вступить в коалицию "За перемены!"?

Есть информация, что перед выборами в республике планируют создать коалицию "За перемены!"... Но пока конкретной работы в этом направлении я не вижу. Если все же коалиция будет создана и об этом объявят, то Приднестровская Коммунистическая Партия, прежде всего, ознакомится с содержанием документов вновь образованного политического формирования, и только тогда мы будем обсуждать возможность участия в коалиции. Подчеркиваю: если речь будет идти только о разговорах на тему "перемены", то нас в такой коалиции не будет. Если же участники коалиции действительно хотят перемен, будут за них бороться, и, самое главное, - реально реализовывать эти позитивные изменения после 11 декабря 2011 года, - тогда мы рассмотрим вопрос о возможности вступления в нее. Такова принципиальная позиция нашей партии. Для нас важно не куда-то вступить или к кому-то примкнуть, а реально изменить жизнь людей к лучшему. Если мы увидим желание действовать в этом направлении, то готовы сотрудничать с любыми политическими силами. Одним из условий будет избирательная реформа - выборы по партийным спискам. Считаю, что те выборы, которые прошли недавно, нельзя назвать честными и всенародными. При нынешней избирательной системе десятки тысяч голосов избирателей просто игнорируются, а депутатский мандат нередко получает человек, набравший 11-15% голосов. Это ненормально, и сегодня все понимают, что уже давно пора перейти на более прогрессивную избирательную систему - пропорциональную, которая действует в России, на Украине и других странах.

Как Вы считаете, почему не развиваются политические партии в Приднестровье?

В Приднестровье не развивается партийное движение, потому что тот репрессивный механизм, который был создан в 90-х годах в республике, включается и сегодня. Это не дает почувствовать свободу активистам различных политических партий. Репрессии в отношении политических активистов как правило выражаются в открытых преследованиях, арестах, увольнениях с работы, исключениях из учебных заведений... И не все готовы пережить подобные испытания. Приднестровская Коммунистическая Партия прошла хорошую школу закалки и нам бояться нечего. Кроме того, местные СМИ, подконтрольные власти, проводят постоянное зомбирование населения республики. Поэтому очень тяжело идут процессы развития гражданского общества в ПМР. И все же сегодня это происходит - естественным путем, без всякой искусственной поддержки и даже несмотря на противодействие "сверху". Если вспомнить историю ПМР, то увидим, что еще лет десять назад никакого гражданского общества и работающих политических партий у нас вообще не было. В настоящее время ситуация изменилась: среди номинальных политических партий и общественных движений есть и реально действующие. На данный момент уже звучат смелые высказывания по тому или иному вопросу... А ведь еще несколько лет назад кроме нас этого никто не мог себе позволить! Приднестровье должно преодолеть главное препятствие на пути нормального развития нашего общества и государства. Я имею в виду ту реакционную силу, у которой в руках и деньги, и средства для оболванивания народа. И, когда мы через это перешагнем - тогда, надеюсь, в республике будет широко развитое гражданское общество и настоящие, не фиктивные, политические партии. ("Правда Приднестровья")

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Москва по-прежнему настаивает на официализации работы совещания в формате "5+2"

Вторая встреча по вопросу возобновления официальной работы совещания запланирована на сентябрь, сообщает Первый республиканский телеканал. На встрече со спецпредставителем МИДа РФ в молдавско-приднестровском урегулировании Сергеем Губаревым и поверенным в делах посольства США в Республике Молдова Маркусом Микели Владимир Ястребчак вновь напомнил о неизменной позиции Приднестровья. Равенство сторон, неприменение силы, решение всех вопросов мирными политическими средствами в ходе переговоров и практическое взаимодействие, в частности по восстановлению грузового железнодорожного сообщения, взаимного признания документов и связи.

После непродолжительного летнего затишья политическая жизнь в регионе начинает набирать обороты, продолжает Первый республиканский телеканал. На этой неделе Приднестровье с рабочим визитом посетил спецпредставитель российского МИДа в молдавско-приднестровском урегулировании Сергей Губарев. Главной темой встречи с министром иностранных дел Приднестровья Владимиром Ястребчаком стала подготовка к возобновлению московского раунда неформальных переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). Дипломаты обсудили текущую ситуацию в молдавско-приднестровских отношениях, от развития которой напрямую зависят перспективы возобновления официальной работы в формате "5+2". Москва по-прежнему настаивает на официализации работы совещания, признавая в то же время необходимость решения ряда существующих проблем. Сергей Губарев, спецпредставитель МИД РФ в молдавско-приднестровском урегулировании: "Есть масса сопутствующих вопросов, которые нужно решить параллельно или до возобновления переговоров, ну например, определить принципы ведения переговоров, четко определиться с повесткой, иерархией вопросов, но это нормальная конструктивная дипломатическая работа". Владимир Ястребчак министр иностранных дел ПМР: "Приднестровская сторона также готова настаивать на возобновлении официальной работы в формате "5+2", но для того, чтобы этот процесс приносил результат, а без того, чтобы разгрести существующие барьеры, сформировать четкую повестку, правила игры, я думаю без этих принципов будет сложно говорить о перспективах ведения переговоров в формате "5+2".

Скорейшего возобновления московского раунда, видимо, желают не только в России, отмечает Первый республиканский телеканал. Вслед за российским дипломатом в приднестровский МИД пожаловали и представители Вашингтона. Одной из главных тем встречи Владимира Ястребчака с поверенным в делах посольства США в Молдавии Маркусом Микели стал вопрос возобновления полноценной работы приднестровской железной дороги.

Разработки сценариев возобновления грузовых железнодорожных перевозок через территорию Приднестровья, перспективы трехстороннего сотрудничества (Приднестровье, Республика Молдова, Европейский союз) в области осуществления таможенных процедур, и другие вопросы обсуждались на встрече руководства, ведущих специалистов таможенных органов ПМР с представителями Европейского союза, пишет ИА "Ольвия-пресс". Группу экспертов EC, куда вошли и делегаты от миссии EUBAM, не обладающей мандатом на территории Приднестровья, возглавлял временно исполняющий обязанности главы делегации ЕС в Молдавии Вольфганг Берендт (30 ноября 2005 года в результате совместного обращения президентов Молдавии и Украины Владимира Воронина и Виктора Ющенко начала свою деятельность миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине. Основанием для осуществления деятельности EUBAM послужили, в частности, обвинения молдавской стороны в масштабной контрабанде и нелегальном экспорте вооружений из Приднестровья. В ходе своей работы миссия не нашла подтверждений этим обвинениям. 27 июля 2010 года руководитель EUBAM Удо Буркхолдер заявил, что миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине никогда не считала Приднестровье "чёрной дырой", и это также подтверждается информацией ОБСЕ и Европейской комиссии. Буркхолдер также опроверг тиражируемую молдавскими СМИ информацию о существовании масштабной контрабанды, в том числе оружия, из Приднестровья - прим. ИА REGNUM). Визит был инициирован европейскими дипломатами и реализован благодаря делегации Европейского союза в Молдавии. В ходе встречи европейская делегация заявила о возможности решения вопроса реализации таможенного контроля железнодорожных грузов. Гости считают, что это можно сделать в формате рабочей встречи между таможенными службами Молдавии и Приднестровья при участии ЕС, при этом они отметили необходимость постоянного сотрудничества таможенных специалистов двух берегов.

В свою очередь представители Государственного таможенного комитета ПМР перечислили основные пункты, без соблюдения которых решение поднятого гостями вопроса не имеет перспектив, продолжает ИА "Ольвия-пресс". Это соблюдение принципа равноправия сторон-участниц переговоров, которое игнорируется Республикой Молдова, а также необходимость присвоения железнодорожным станциям Приднестровья соответствующих кодов, без которых железнодорожные грузовые пункты де-юре не существуют, а, следовательно, и отсутствуют правовые основания для организации таможенного контроля проходящих грузов на данных терминалах. Также представители ГТК ПМР, говоря о молдавско-приднестровском сотрудничестве в таможенной сфере, напомнили европейским коллегам проблему с таможенными печатями. По мнению приднестровских таможенников, то, что она с 2001 года до сих пор не решена, говорит об одностороннем отказе РМ от взаимодействия с ПМР в таможенной сфере. Документы, подтверждающие это, были переданы представителям ЕС.

Кроме того, участники встречи детально обсудили применение на практике международных стандартов и рекомендаций Всемирной таможенной организации, которые лежат в основе, как европейского таможенного законодательства, так и законодательства ПМР в области таможенного дела (Киотская конвенция, Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли), пишет ИА "Ольвия-пресс". Представители таможенной службы ПМР продемонстрировали представителям ЕС используемые в ежедневной практике информационные и таможенные технологии, успешно внедренные в деятельность ГТК в соответствии с международными рекомендациями и нормами (электронное декларирование, система управления рисками, принцип одного окна, пост-аудит). Представители делегации ЕС отметили достойный уровень технических и профессиональных возможностей таможенных органов ПМР, обратив при этом особое внимание на применяемые системы оперативного видеоконтроля, отмечает издание.

Справка ИА REGNUM: В результате введенных 3 марта 2006 года в нарушение достигнутых ранее договоренностей, гарантирующих свободу внешнеэкономической деятельности Приднестровья, Молдавией и Украиной при поддержке Европейского союза и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу Приднестровская Молдавская Республика оказалась в экономической и железнодорожной блокаде. По итогам состоявшихся 24 августа и 1 октября 2010 года на стадионе "Шериф" в Тирасполе неформальных встреч молдавского премьера Владимира Филата и президента ПМР Игоря Смирнова стороны достигли ряда договоренностей, в частности, по частичному снятию железнодорожной блокады Приднестровья и восстановлению прерванной телефонной связи между берегами Днестра. Однако молдавская сторона так и не выполнила взятые на себя обязательства, и, кроме возобновления движения пассажирского дизель-поезда Кишинев-Одесса через территорию ПМР, заявленные меры до сих пор так и не вступили в силу. 8 июля 2011 года Смирнов и Филат провели очередную неформальную встречу на стадионе "Шериф", где снова обсудили вопросы связанные с возобновлением грузовых железнодорожных перевозок и восстановлением телефонной связи между ПМР и РМ.

Внешняя политика: "Вынужденные обращаться в консульство РФ в Кишиневе приднестровцы, желающие получить российское гражданство, будут испытывать значительные неудобства"

Признание Южного Судана напомнило историю признания Восточного Тимора: устав от гражданской войны метрополия решила отпустить на волю мятежную провинцию, пишет "Человек и его права". Но если Восточный Тимор - остров, лишенный полезных ископаемых, то Южный Судан расположен в центре Африки, в верховьях Белого Нила, и там находится 5% африканских нефтяных запасов. Само по себе отделение смотрится вполне естественно. Арабский и исламский север Судана и его негритянский юг - отчасти анимистический, отчасти - христианский, всегда были чужды друг другу. Во времена британского владычества они управлялись отдельными администрациями. Население Южного Судана не желало жить в мусульманском государстве, где относительно светское правление то и дело сменялось периодами закручивания гаек и наведения шариатских порядков. Ни Хартум, ни Джуба не желали третьей гражданской войны. Правительство Южного Судана постепенно обеспечило нормальное функционирование всех государственных институтов. Парламент Судана в конце 2009 года одобрил закон, устанавливающий правила проведения референдума. В его подготовке активно участвовали международные организации. Наконец, в июне 2010 года США объявили, что будут приветствовать появление нового государства в случае положительного исхода голосования.

Референдум прошел с 9 по 15 января 2011 года во всех районах Южного Судана кроме Южного Кордофана - города Абьей и его окрестностей, где он был отложен из-за напряженной обстановки, продолжает "Человек и его права". За отделение Южного Судана было подано 98,83% голосов, однако неопределенность с Южным Кордофаном вызвала новый рост напряженности. В отличие от остального Южного Судана, там проживает множество общин, часть которых поддерживает Север, а часть - Юг. Незадолго до запланированного на 9 июля провозглашения независимости Юга и сразу после достижения соглашения о выводе войск из Абьея, в нем начались столкновения между силами Северного и Южного Судана. Стороны обвинили друг друга. Провозглашение независимости не привело к примирению - напротив, суданские ВВС подвергли Южный Кордафан интенсивным бомбардировкам. По оценкам ООН, примерно 140 000 человек стали беженцами. Это не единственный этнический конфликт раздирающий Судан. В провинции Дарфур, начиная с 2003 года налицо аналогичное противостояние арабского и негритянского населения на фоне разведанных запасов нефти. Жертвами его стали уже 400 000 человек, еще два миллиона оказались в положении беженцев. Но в отличие от Южного Судана Дарфур не столь этнически однороден и урегулирование через референдум там едва ли возможно.

Министерство иностранных дел ПМР выступило с заявлением, в котором приветствовало признание международным сообществом нового государства - Республики Южный Судан, пишет "Человек и его права". МИД ПМР с удовлетворением отметил, что правовым основанием для признания независимости Южного Судана стали результаты прямого волеизъявления граждан, проведенного в этой стране в начале 2011 года. Около 99% избирателей, участвовавших в голосовании, высказались за независимость. Вообще-то в Южном Судане все намного сложнее и не так гладко как об этом говорится в заявлении нашего МИДа - ну да ладно. Вопрос в другом: а заметило ли это самое "международное сообщество" то, что МИД ПМР что-то там приветствует и одобряет? Есть большие сомнения, что не заметило. И все построения наших - малоуспешных, прямо скажем - дипломатов о том, что, мол, "в мире растет понимание того, что нельзя соединять воедино разные в этнокультурном и цивилизационном отношении территории" никто, кроме них не прочтет. И уж совсем сомнительно, что в Джубе - это, если кто не в курсе - столица Южного Судана - знают о том, что Приднестровье приветствует их признание. Спрашивается - ради чего вся эта имитация бурной деятельности?

Между тем, гораздо ближе к нам - отнюдь не в Южном Судане, а в Тирасполе, происходят события, прямо затрагивающие интересы Приднестровья и безусловно относящиеся к сфере деятельности МИДа, продолжает "Человек и его права". С первого июля граждане Приднестровья, желающие получить российское гражданство, должны будут обращаться в консульство РФ в Кишиневе - и только туда. Ранее они могли подать документы на гражданство РФ в ходе выездного консульского приема в Тирасполе. Безусловно, такое изменение порядка означает, что приднестровцы, желающие получить российское гражданство, будут испытывать значительные неудобства. И что же наш МИД, так озабоченный событиями в далекой Африке? Выступил с заявлением? Или хотя бы разъяснил нам, приднестровцам, причины такого изменения? Ничего подобного. Ни слова.

Правда, выездной консульский пункт продолжит пока свою работу, пишет "Человек и его права". Жители Приднестровья, имеющие российское гражданство, по-прежнему смогут подавать здесь документы на получение загранпаспорта и его замену в связи с истечением срока действия. Но долго ли это продлится и не будет ли практика выездных консульских приемов свернута вовсе - не знает никто. Тут бы и сказать слово нашему МИДу, но он занят. Он комментирует признание Южного Судана.

О содержании самого комментария говорить сложно - откровенно говоря, оно ниже всякой критики, пишет "Человек и его права". Но будь оно даже шедевром дипломатического искусства - и в этом случае от него никакого толку. А действительно важные вопросы остаются вне сферы внимания нашего МИДа. До каких пор наши, с позволения сказать, дипломаты, будут подменять реальную работу пустопорожней говорильней? - задается вопросом издание.

Справка ИА REGNUM: По решению посольства РФ в Молдавии, с 1 июля 2011 года жители Приднестровской Молдавской Республики, желающие получить российское гражданство, должны обращаться в посольство Российской Федерации в Кишиневе, в то время как ранее документы принимались в российском выездном консульском пункте в Тирасполе. Данное решение в дипмиссии обосновали тем, что "поток желающих получить российское гражданство в Приднестровье уменьшился". В выездной консульский пункт в Тирасполе теперь можно будет обращаться только по вопросам, связанным с заменой уже имеющихся российских паспортов с истекшим сроком действия. Необходимо отметить, что накануне этого решения, 21 июня, в Москве прошли консультации по молдавско-приднестровскому урегулированию в формате "5+2", в ходе которых 6 участников формата пытались склонить ПМР к официализации переговоров без предварительных условий, в качестве каковых Тирасполь назвал соблюдение принципа равноправия сторон в переговорах, а также выполнение всех ранее достигнутых в ходе переговорного процесса соглашений, отмену противоречащей им блокады Приднестровья. Переговорщики от ПМР однако не отступили от своих позиций и продолжение консультаций было перенесено на сентябрь.

При этом МИД РФ проинформирован о том, что обладатели гражданства признанных государств, кроме Молдавии, проживающие в Приднестровье, и не имеющие вида на жительство в Молдавии, подвергаются со стороны молдавских властей различным санкциям - у них изымают паспорта, требуют выплатить штрафы. Поэтому для них выезд на территорию Молдавии сопряжен с определенной опасностью. По неофициальной информации, на данный момент в Приднестровье проживают около 150 тысяч обладателей российского гражданства. Упрощенная выдача российского гражданства жителям Приднестровья, как и функционирование консульского пункта РФ в Тирасполе, вызывали неоднократные протесты со стороны Кишинева. С 2009 года молдавские власти начали преследование проживающих в ПМР граждан России. Таможенные органы Молдавии требуют от граждан ПМР, обладающих гражданством России и Украины, наличия вида на жительство при перемещении по территории Молдавии, а в случае его отсутствия изымают паспорта и привлекают приднестровцев к административной ответственности. В ответ на обращение приднестровской стороны в МИД России по данному поводу заявили, что располагают информацией о подобных случаях, и пообещали тщательно разбираться со всеми случаями жалоб граждан РФ на ущемление их прав. Однако преследование российских и украинских граждан молдавскими властями продолжалось и в 2010, и в 2011 гг.

Между тем, 22 июля 2011 года парламент Молдавии принял в первом чтении новый закон о госгранице, ужесточающий въезд в страну для иностранных граждан. Как сообщили 25 июля в молдавском законодательном органе, согласно утвержденному в первом чтении проекту, для въезда на территорию Молдавии иностранцам придется объяснить цель визита, предъявив приглашение, билеты, туристический ваучер с бронью гостиницы или программу деловой поездки. Как заявил депутат парламента от Демократической партии Молдавии Дмитрий Дьяков, ужесточения правил въезда в страну коснутся как граждан стран СНГ, так и граждан стран-членов ЕС. 27 июля в пресс-службе Пограничной службы Молдавии сообщили, что список документов, которые, согласно принятому в первом чтении новому закону о госгранице Молдавии, должны будут предъявлять для обоснования цели въезда в страну иностранцы, "не распространяется на граждан стран, с которыми Молдавия имеет безвизовый режим". А Дмитрий Дьяков в свою очередь опроверг собственные же заявления, сообщив, что "правила въезда в Молдавию для граждан стран СНГ останутся неизменными". Дьяков также выразил недоумение в связи с "той истерией, которую подняли некоторые СМИ в Молдавии и за ее пределами в связи с принятым парламентом в первом чтении законом о государственной границе". В то же время в России в настоящее время находятся, по разным оценкам, от полумиллиона до миллиона молдавских гастарбайтеров. Визовый режим между странами отсутствует, более того, в настоящее время Кишинев ведет переговоры о режиме административно-миграционного благоприятствования, добиваясь возможности для граждан Молдавии находиться на территории РФ до 90 дней без регистрации.

История: "Не только Румыния, но и вся оккупированная Европа была союзником фашистской Германии"

Не так давно председатель Союза молдаван Валериан Тулгара и председатель Союза украинцев Леонид Ткачук вручили Игорю Смирнову книгу под названием "Натиск на восток" - агрессивный румынизм с начала ХХ века по настоящее время", пишет "Человек и его права". Несколько ранее состоялась презентация книги для представителей СМИ. Книга представляет собой сборник статей различных авторов, написанных в разное время и по разным поводам, и посвященным, как это ясно из названия, все рвущемуся и рвущемуся на восток агрессивному румынизму.

О, этот агрессивный румынизм! - восклицает "Человек и его права". Целое поколение приднестровских и молдавских историков уже 20 лет кормится им, и кормит свои семьи. Если бы его не было - его, право, стоило бы изобрести! Никто в здравом уме не оспаривает исторические факты (о тех, кто все-таки оспаривает, мы еще поговорим особо). Да, Румыния аннексировала в 1918 году часть распавшейся Российской Империи - менее известен тот факт, что определенная и немалая часть русского населения Бессарабии приветствовала эту аннексию как альтернативу приходу большевиков. Да, в течение 1918-40 годов Бессарабия жила в условиях военного положения, фактически на правах то ли оккупированной территории то ли колонии - хотя, опять-таки, часть ее населения вспоминает об этом времени с ностальгией.

Да, в 1941-44 годах Румыния была союзником фашистской Германии, продолжает "Человек и его права". Да разве она одна? Венгрия, Болгария, Словакия, Финляндия, Италия, Испания. Фактически - формально оккупированная Чехия. Да и оккупированная Европа поставила в рейх немало добровольцев: на стороне Германии к примеру, воевало французов не меньше, чем на стороне де Голля, а бельгийцев - не меньше, чем французов. Затем в Румынии произошел переворот, диктатор Антонеску был свергнут и расстрелян (переворот в Румынии произошел в августе 1944 года, Антонеску был расстрелян 1 июня 1946 года - прим. ИА REGNUM). Страна перешла на сторону антигитлеровской коалиции. Таковы факты. Разумно ли проецировать сотрудничество с Германией той эпохи на современность, и проводить прямые параллели между Румынией времен Антонеску и Румынией современной? Кстати, и СССР проводил с Германией совместные парады в Бресте, в 1939 - было такое дело...

Между тем, такие параллели являются одной из основ приднестровской историографии, пишет "Человек и его права". Для обоснования этой позиции используются заявления ряда современных румынских политиков, зачастую - не выражающих мнения значительной части румынского общества, к тому же, вырванные из контекста и максимально "заостренные". Хорошим примером такого рода является реакция на последнее заявление Траяна Бэсеску - о том, что он, дескать, тоже отдал бы приказ перейти Прут 22 июня 1941 года. Заявление, безусловно, провокационное и скандальное. Так оно и рассчитано на провокацию и на скандал! Бэсеску - популист, и авантюрист, играющий на эмоциях маргинальной части румынского общества. Его экономическая политика вызывает крайнее недовольство граждан, он уже несколько раз буквально чудом избежал импичмента. Скандальные заявления, играющие на болевых точках румынского самосознания - последнее средство спасения для румынского президента, позволяющее ему кое-как удерживаться на плаву. Ну, а Бессарабия для румын - примерно такая же сложная тема, как и Крым для России, так уж сложилось исторически.

Пожалуй, всем, - ну, почти всем, кроме ряда весьма специфических историографов, давно понятно, что проводить прямые параллели между 1941 и 2011 годами весьма опрометчиво, продолжает "Человек и его права". Это касается и Румынии, и Германии, и составных частей бывшего СССР. Другое время, другие люди, другие страны. Период 1918-45 годов исследован историками вдоль и поперек - отчего же другие периоды не вызывают такого же интереса? Зачем снова и снова бесконечно оппонировать - а фактически подыгрывать - кишиневским маргиналам, бесконечно фальсифицирующим и передергивающим на темы "преступлений ГУЛАГа" и "пакта Молотова-Риббентропа" - тем самым, упомянутым выше не вполне вменяемым персонажам с богатой историей душевных болезней, устраивающим абсурдные выставки, где фотографии из Бухенвальда выдаются за "фото из ГУЛАГа". Эти карикатурные "историки" становятся посмешищем и без посторонней помощи! Зачем же на манипуляции отвечать манипулированием? Зачем на антирусский национализм отвечать национализмом антирумынским? Зачем опускаться до заведомо антинаучного и провокационного уровня?

Такая позиция выглядит тем более глупо, что в самой Румынии идеи "унири" (молд. "униря" - "объединение"; в молдавском политическом дискурсе используется в контексте объединения Молдавии с Румынией - прим. ИА REGNUM) с Молдавией и завоевания Приднестровья, мягко говоря, не слишком популярны. Согласно опросам, 74% жителей Румынии не знают, что такое Приднестровье, а 60% тема Республики Молдова вообще не интересует. 82% румын не имеют информации о современной Молдавии - так не лучше ли постараться заполнить это пробел, чем до бесконечности тиражировать одни и те же страшилки (Результаты соцопроса 1547 человек на тему "Республика Молдова в общественном румынском сознании", проведенного в ноябре-декабре 2010 года фондом Сороса и обнародованного в мае 2011 года, выглядят следующим образом. Около 60% румын выступают за объединение с Молдавией, полагая, что этот вопрос должен стать национальным приоритетом для Румынии. Около 38% румын не проявляют интереса к тому, что происходит в соседней Молдавии, 32% - проявляют отчасти, и лишь 11% - считают, что достаточно хорошо осведомлены о событиях в этой стране. Более 65% румын считают, что Бухарест должен предпринять все усилия для интеграции Молдавии в ЕС. В то же время 11% респондентов считают, что Молдавия была и должна остаться частью сферы влияния России. 74% румын отвергают идею существования отдельного от румынского молдавского языка. При этом 13% жителей Румынии признают его существование - прим. ИА REGNUM)? Не правильнее ли работать с близким нам географически соседом (и от этого никуда не денешься) над развитием экономических связей и взаимодействием в других отраслях. В спорте, например. Тираспольчане благодарны румынскому тренеру Габи Балинту и футболистам Тудору и Орбэнашу за вклад в победы команды "Шериф".

Что касается книги, то с ней и с ее презентацией связан ряд забавных подробностей, пишет "Человек и его права". На титульном листе обозначен тираж в 3000 экземпляров. В издательских данных - 5000. Фактически напечатано 50 экземпляров. Все это раздувается как очередное достижение приднестровских историографов. А президент благодарит всех, кто работал над этим изданием и выражает мнение о том, что, мол, сегодня как никогда необходимо создание таких книг для правильного изучения истории и борьбы с фальсификациями. "Я благодарю вас за проделанную работу. Очень символично, что эту книгу вы мне вручили именно 22 июня, в 70-ю годовщину начала Великой Отечественной войны. Мы все прекрасно помним, что именно Румыния была соратником и союзником фашисткой Германии при нападении на СССР. Эта книга важна, так как национализм живуч. Надо постоянно бороться, чтобы его не допустить", - сказал Игорь Смирнов. Да, Игорь Николаевич. Национализм - он, гад, очень живуч. Он принимает разные формы. И бывает - вы не поверите - не только румынским. Так что бороться с ним надо. Тем более, что для этого и ходить далеко не придется. Заодно, можно поинтересоваться, откуда были взяты средства, израсходованные на подготовку книги к печати, и во что обошелся каждый из 50 экземпляров, подводит итог газета "Человек и его права", позиционирующее себя как издание "региона Республики Молдова".

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, и Буковина, северная часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а южная - территорией Румынии, в X-XI вв. входили в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составили части образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. Буковина в 1775 году стала частью Австро-Венгерской империи, и оставалась в ее составе вплоть до раздела империи в 1918 году.

В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существовала на кириллице с момента своего появления в XVI веке и вплоть до 1989 года, когда решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР. В 1941-1944 гг. Румыния под руководством фашистского диктатора Иона Антонеску принимала участие во Второй мировой войне на стороне нацистской Германии, а ее армия представляла собой крупнейший союзный контингент из числа стран-сателлитов Германии (267.727 человек). На оккупированных Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380.000 до 600.000 евреев. Точных данных по общим потерям СССР в результате румынской оккупации до сих пор нет. Наступление Красной Армии в августе 1944 года вызвало в Румынии переворот (король Михай I отстранил от власти и арестовал Иона Антонеску), и переход на сторону антигитлеровской коалиции 25 августа 1944 год.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.