То, что Южная Осетия состоялась, то, что она является признанным государством, является основным достижением Республики. Такое мнение ИА REGNUM выразил политолог Андрей Епифанцев, подводя итоги третьей годовщины признания независимости Южной Осетии. Он подчеркнул, что "крайне важным является то, что безопасность этой Республики сейчас не вызывает сомнений, чего не было раньше".

К числу достижений признанной Республики Епифанцев также отнес "то, что намечены какие-то направления развития, то, что отремонтировано много, далеко не все, но много, то, что люди начинают жить нормально". "Я разговаривал с южными осетинами, и они говорили, что до признания они получали вообще копейки, выживали непонятным образом, зарплата у человека могла быть 70 рублей, 100 рублей. Сейчас уже повеселее жизнь идет", - сказал он.

Основной неудачей РЮО, по мнению эксперта, "является непонятная система восстановления Южной Осетии". "Коррупция и воровство бюджетных средств там, действительно, видны. Знаешь, сколько денег туда пошло и по улицам явно видно, что все-таки много денег ушло налево. Нужно создать прямую, простую, прозрачную схему, которую смогут контролировать граждане", - считает Епифанцев.

"И когда говоришь с грузинской стороной, они делают постоянно упор: посмотрите, мы построили городки грузинским беженцам из Южной Осетии, до середины 2009 года они получили жилье, а вы до сих пор не можете восстановить. И спорить с этим трудно", - отметил он.

"Вторая неудача - это политическая система в Южной Осетии, которую выстроил Эдуард Кокойты. Ему можно быть много за что благодарным, но есть и его прокол - это то, что он попытался удержать всю власть в своих руках и выдавил при этом своих политических конкурентов из Республики. Это не новая ситуация для постсоветского пространства, но если ты все замкнул на себя, то покажи результат, покажи как восстанавливаешь, как строишь, а этого не случилось. И поэтому не секрет, что у той же Москвы немало претензий к Эдуарду Кокойты", - сказал Епифанцев.

Он также отметил, что Республике не удалась череда признаний. "Тогда, в 2008 году, я был уверен, что до конца года, либо в следующем году Южную Осетию признают государств 20, хотя бы в пику США. Не получилось. Однако самое важное, что главное государство для Южной Осетии признало ее, остальное уже может подождать", - считает Епифанцев.

Эксперт считает, что пока рано говорить о проекте воссоединения Осетий. "Когда говоришь с южными осетинами, очень многие (не буду говорить слово "все") хотят воссоединиться с Северной Осетией, жить в составе России, но, к сожалению, пока это невозможно. Несмотря на популистское заявление, которое сделал Владимир Путин в начале месяца, все-таки в практическом плане это невозможно, потому что мы сразу станем объектом очень серьезных нападок со стороны Запада. У нас на носу думские и президентские выборы, у нас на носу Олимпиада. Если воссоединение случится каким-то образом, то с большой вероятностью можно прогнозировать, что Олимпиада в Сочи будет так же проигнорирована, как была проигнорирована в Москве в 1980-м году. У нас тогда исчезнет сильный аргумент, когда мы говорим, что мы признали Южную Осетию и Абхазию так же, как вы признали Косово, тогда Запад нам может сказать: мы же не аннексировали, мы же не присоединили, Албания не присоединила к себе. Поэтому говорить об этом сейчас преждевременно", - считает Епифанцев.

По его мнению, "нужно дойти, по крайней мере, до Олимпиады и там уже, с 2015 года, можно будет говорить о более тесной интеграции". "В политическом смысле более тесная интеграция не замыкается на прямом вхождении Южной Осетии. Есть несколько форм более тесной интеграции, какие-то надгосударственные союзы, еще что-то", - отметил Епифанцев.

В отношении недавних высказываний Эдуарда Кокойты о возможном вхождении РЮО в состав Союзного государства России и Белоруссии Епифанцев сказал, что относится "к словам уходящего политика со скептицизмом". "Он недавно также говорил о переселении казаков в Южную Осетию - это немного популистская ситуация. Я думаю сейчас пока рано говорить о вхождении", - заключил эксперт.

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о признании независимости Южной Осетии 26 августа 2008 года после нападения Грузии на Южную Осетию 7 августа. В ходе войны тогда погибли сотни жителей Южной Осетии и российские миротворцы. В отражении агрессии участвовали подразделения 58-й российской армии. О завершении операции по принуждению Грузии к миру Россия объявила 12 августа. После признания независимости в соответствии с договорами, заключенными между РФ и РЮО, рубежи Республики охраняют российские пограничники. Россия выделила миллиарды рублей на восстановление Южной Осетии. Южную Осетию и Абхазию вслед за Россией признали Никарагуа, Венесуэла и Науру.