Станислав Тарасов: Реален ли союз Анкара-Ереван?

Ереван, 24 Августа 2011, 15:23 — REGNUM  

Сообщения о том, что подписанные в 2009 году в Швейцарии протоколы с Арменией сняты c повестки дня турецкого парламента, вызвали неоднозначную оценку со стороны экспертного сообщества. С формальной точки зрения законопроекты, которые не были обсуждены прежним составом турецкого парламента, считаются потерявшими свою юридическую силу. Так с повестки дня Великого национального собрания Турции были сняты - наряду с протоколом об установлении дипломатических отношений между Арменией и Турцией - еще 898 законопроектов и постановлений. Но исходя из той же формальной точки зрения, правительство Реджепа Тайипа Эрдогана может их вновь ввести в повестку дня парламента. Поэтому интрига в том, намерен ли это сделать новый кабинет министров Турции? Если да, то когда, если нет, то почему?

Но прежде всего о том, отвечали ли национальным интересам Турции цюрихские протоколы? Безусловно, да, и их подписание можно отнести к одному из выдающихся достижений турецкой дипломатии. Потому, что, во-первых, Ереван фактически отказывался от каких-либо территориальных претензий к Турции, во-вторых, проблема Геноцида - с согласия Еревана - выводилась за скобки большой политики. Это хорошо понимала и понимает Анкара, которая время от времени возвращалась на официальном уровне к протоколам, оговаривая их ратификацию некоторыми конъюнктурными обстоятельствами, связанными с карабахским урегулированием. Если же турецкое правительство публично заявит об отказе вновь внести протоколы в регламент парламента, то вряд ли в обозримом будущем ему удастся вернуть в отношении Еревана прежние позиции.

Доволен ли был этими документами Ереван? Одна часть армянского политического класса понимала, что нормализация отношений с Турцией открывает перед страной новые геополитические горизонты, создает иные возможности для решения "армянского вопроса", выводя его за скобки карабахского урегулирования, и возводя его до статуса только двухсторонних отношений с Турцией. Другая часть этого класса, включая и западную диаспору, резко критиковала позицию президента Сержа Саргсяна, полагая, что он наступил "на горло национальной песне", поспешил с принятием решения, тогда как ход событий в регионе "Большого Ближнего Востока" способен ввести "армянский вопрос" в плоскость уже начавшегося передела сфер влияния в этом регионе мира.

Против продвижения протоколов в турецком парламенте активно выступал Азербайджан. Он полагал, что вывод Армении из блокады укрепит ее позиции в переговорном процессе по карабахскому урегулированию. Похоже, что бакинская дипломатия отказывалась просчитывать потенциально позитивные для себя возможности цюрихских документов - окружить Ереван "тюркским кольцом", сыграть с ним сразу на двух площадках, и продвигать процесс карабахского урегулирования. В конечном счете, если бы в треугольнике Анкара-Ереван-Баку удалось бы запустить механизм "Дорожной карты", то Азербайджан получал реальный шанс изменить смысл и редактуру так называемых обновленных Мадридских принципов, по которым он находится в проигрышной ситуации. Однако произошло "обнуление позиций" в ситуации, когда политические и геополитические процессы в регионе стали демонстрировать заметную динамику.

Кто выигрывает? Конечно, Армения, поскольку карабахский конфликт загнан в сценарий одновариантного решения: либо он продолжает, по-прежнему, пребывать в "замороженном" состоянии", а Карабах выигрывает важное для себя историческое время, либо все идет к силовому варианту выхода из ситуации. Но кто позволит Азербайджану, окутанному сетью газопроводных и нефтепроводных коммуникаций, своим волевым решением начать войну? В случае, если в бакинском правящем классе верх будут брать "ястребы", то они будут нейтрализованы согласованными усилиями главных игроков в регионе. В этой связи можно согласиться с мнением эксперта Центра общественных связей при Аппарате президента Армении Сергея Шакарянца, что "до конца текущего года Армении и Азербайджану будет предложена еще пара-тройка новых инициатив по достижению урегулирования", а затем " страны-сопредседатели плавно заморозят переговорный процесс, дав сторонам время, чтобы подумать над этими новыми инициативами". Более того, если до конца 2011 года Баку и Еревану не удастся подписать соглашение о неприменении силы, то "будут задействованы определенные механизмы по сбалансированию ситуации в регионе, и предотвращению новой эскалации карабахского конфликта".

Мы же добавим к этим тезисам еще одно замечание: скорее всего, от Закавказья будет отсекаться Турция под предлогом ее отказа от ратификации цюрихских протоколов. Наконец, после того, как Иран принял подготовленный Россией и поддержанный США план по урегулированию ядерной проблемы, одним из первых шагов по выводу Тегерана из внешнеполитической изоляции может стать подключение его к конструированию региональной системы безопасности. Это фактор если не ликвидирует, то заметно ослабит влияние Турции. Неслучайно Анкара уже открыто фиксирует усиливающиеся конкурентные возможности Тегерана на ливийском и сирийском направлениях. В то же время Армения получает возможность для более широкого политико-дипломатического маневрирования. Она может продолжать разыгрывать "цюрихскую карту", как в отношениях с Ираном и с Турцией, так и Западом.

Наконец, нельзя исключать и того, что Анкара, ссылаясь на то, что она не принимала специальных решений относительно протоколов, будет продолжать держать эту проблему в "подвешенном" состоянии" со ссылкой на бюрократические процедуры. Если такое произойдет, то это будет игра Турции, но уже не в отношении Армении, а в сторону Азербайджана. Потому, что в повестке дня политики Турции остро встали курдская и сирийская проблемы, то есть те факторы, которые не играли заметной роли в 2009 году, когда в Швейцарии были подписаны протоколы о нормализации турецко-армянских отношений. Сегодня на Ближнем Востоке действительно все быстро и качественно меняется, и может случиться так, что вскоре мир заговорит не об альянсе Анкара-Баку, а о союзе Ереван - Анкара.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
19.01.17
Налоговое ярмо: трудоспособные украинцы собирают чемоданы и бегут из страны
NB!
19.01.17
В Севастополе политические партии создают коалицию
NB!
19.01.17
«Решение о переводе выплат бюджетникам на карту «Мир» не пересмотрят»
NB!
19.01.17
СКР возбудил дело о махинациях на выборах в Воронежской области
NB!
19.01.17
Комитет рекомендовал ГД поддержать декриминализацию побоев во II чтении
NB!
19.01.17
США должны поддержать создание курдского государства — NI
NB!
19.01.17
Волгоград: Ученые и историки против переноса краеведческого музея
NB!
19.01.17
КС разрешил России не платить почти 2 млрд евро по «делу ЮКОСа»
NB!
19.01.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 19 января
NB!
19.01.17
The National Interest: Почему системы THAAD США – «красная черта» для КНР?
NB!
19.01.17
«За два года Минкульт заключил 15 незаконных сделок по госзакупкам»
NB!
19.01.17
Вторая профессия для священника: у РПЦ финансовые трудности?
NB!
19.01.17
Аксёнов: Многие украинцы признают Крым частью РФ, но боятся сказать об этом
NB!
19.01.17
На Сахалине пациентка отсудила 1,3 млн за удаление здоровой почки
NB!
19.01.17
Суд США заставит Пентагон рассекретить фотографии пыток в тюрьме Абу-Грейб
NB!
19.01.17
Си Цзиньпин: Китай построит «новую модель отношений» с США
NB!
19.01.17
Минфин не поддержал антитабачную концепцию Минздрава
NB!
19.01.17
«Трамп в состоянии победить в этой войне»
NB!
19.01.17
Человек русской культуры грузинского происхождения
NB!
19.01.17
Европейский либерализм у власти
NB!
19.01.17
Лукас Лейва впервые забил за 6 лет и принес «Ливерпулю» победу
NB!
19.01.17
Почему уничтожают психиатрию?