С 20 по 23 августа в Эстонии в пятый раз состоялся Международный фестиваль древлеправославной культуры (староверов) "ПЕЙПУС". Об этом ИА REGNUM сегодня, 24 августа, сообщили организаторы фестиваля, отметив, что основные события проходили в Таллине, а также в Причудье (юго-восточная Эстония). Мероприятия проходили в рамках программы "Таллин - культурная столица Европы 2011 года" и при поддержке министерства культуры Эстонии, эстонского государственного фонда "Капитал Культура". В нынешнем году гостями фестиваля стали староверы поморского согласия Латвии, Литвы, староверы-федосеевцы и представители староверских деревень России.

В рамках фестиваля прошли духовные концерты с исполнением образцов молитвенного пения в исполнении староверского мужского хора "Унисон", в составе которого духовые наставники, головщики и певчие поморских приходов Латвии и Литвы во главе с создателем хора, председателем Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии, духовным наставником Даугавпилской 1-ой Новостроенской староверческой общины (Латвия) отцом Алексием Жилко. Духовные стихи, восходящие к традиции XVII-го века, исполнили хор Вильнюсской староверской общины и певцы федосеевского согласия из России. Более поздние авторские духовные стихи прозвучали в исполнении Женского хора Калластеской Успенской поморской общины (Эстония).

В рамках фестиваля публика также познакомилась со свадебными обрядами, в живой традиции сохранившимися в русских староверских деревнях и хуторах Забайкалья, Ставрополья, Краснодарского края и Молдавии.

Нынешние гости из русских староверских деревень республики Коми - Печора, Ухта и Усть-Цильма - показали, как в деревне Усть-Цильма с хороводами и песнями празднуется самый значительный народный праздник "Горка", признанный ЮНЕСКО шедевром духовного наследия человечества. На гала-концерте фестиваля прозвучали былины из уст сказителя, шуточные устьцилемские "говоря" из уст песенника и причитания из уст плакальщицы.

В Таллинском Доме кино были показаны документальные и визуально-антропологические фильмы о жизни староверов. С публичными лекциями о культуре, книжной и певческой традициях, о ремёслах и рукоделии выступили ученые и сами мастера-староверы.

Напомним, что заявление в феврале 2010 года президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса о том, что "заговорить по-русски - значит, смириться с 50-летней оккупацией" и что "русских в Эстонию завезли после Второй мировой войны" заставило отреагировать представителей старообрядческой общины Эстонии, посчитавших данное заявление "не самым мудрым".

Председатель Союза старообрядческих общин Эстонии Павел Варунин сообщил ИА REGNUM, что история русских в Эстонии насчитывает не "50 лет, а не менее 500", и что в Тарту и Старом Таллине вот уже многие века существуют Русские улицы. Он сказал, что это "прописные истины", известные любому жителю Эстонии, а первые старообрядческие поселения массово возникли на западных берегах Чудского озера и на юго-востоке нынешней Эстонии уже в XVII веке и ранее.

В новой программе правительства Эстонии по интеграции, принятой в апреле 2011 года, русские не вошли в список основных национальностей Эстонии, несмотря на то, что составляют 30% населения страны.