"Воровство нефти из нефтепровода "Баку - Новороссийск" в 2011 году, скорее всего, действительно возросло по сравнению с прошлым годом. Некоторое "затишье", которое наблюдалось в 2009-2010 году, было связано со снижением цен на местном рынке, а также с заявлениями федеральных чиновников о необходимости бороться с незаконными врезками в нефтяную трубу. Однако за этими громкими заявлениями не последовало реальных дел, и потому незаконный бизнес вновь поднял голову", - заявил ИА REGNUM дагестанский эксперт, генеральный директор ОАО "Свобода слова" (Махачкала) Хаджимурад Камалов.

Напомним, что 24 августа стало известно о письме, направленном руководством ОАО "Транснефть" президенту Дагестана Магомедсаламу Магомедову и министру внутренних дел Дагестана Абдурашиду Магомедову. В письме утверждается, что в июне "Транснефть" из-за незаконных врезок на территории Дагестана лишилась 4,5 тыс. тонн нефти, в июле - 13,6 тыс. тонн. За лето было найдено и перекрыто восемь врезок.

"От незаконных врезок на территории Дагестана страдает прежде всего местный легальный топливный бизнес, - отметил Камалов. - В республике легальной нефтепереработкой занимаются две структуры - это "Роснефть", с которой аффилирован НПЗ "Каспий-1", и ОАО "Дагнефтепродукт", к становлению бизнеса которого имели прямое отношение нынешние руководители республики. Против этих двух производителей имеются более 50 нигде не зарегистрированных заводов, живущих врезками. Между легальным и нелегальным сектором идет жесткая конкуренция. Ежегодный объем воровства нефти я оцениваю примерно в 150 тысяч тонн. В этих условиях легальные заводы невозможно загрузить на полную мощность. Они страдают также от "демпинговых" цен на некачественные нефтепродукты. По моим данным, президент Дагестана, пытаясь обеспечить развитие производства на НПЗ, облегчить получение кредитов, первым ставил вопрос о борьбе с "врезчиками". Затем этот вопрос был подхвачен на уровне СКФО, ему уделял внимание полпред Александр Хлопонин. Но комиссии, которые приезжают в республику, чтобы заниматься данной проблемой, как-то быстро "сдуваются". Есть известный принцип: если не можешь остановить процесс, возглавь его. А когда за несколькими громкими "последними предупреждениями" не следует реальных дел, то поутихший было криминал вновь поднимает голову, и все возвращается на круги свои".

По мнению Камалова, были и другие причины того, что воровство нефти несколько снизилось в 2009-2010 гг., но вновь увеличилось в этом году. После того, как в 2009 году "Транснефть" реорганизовала свои охранные структуры в Дагестане, преступники ждали, каков будет результат этой реорганизации. Кроме того, в регионе наблюдалось значительное падение цен на нефтепродукты. Оно было связано и с тенденциями на мировом рынке, и с увеличившимся объемом завоза топлива из соседних регионов. "Что касается реорганизации охранных структур, проведенных "Транснефтью", то рядовые исполнители там практически не сменились, - рассказал эксперт. - Однако в "крышевании" нелегального рынка большую роль по-прежнему играют и правоохранительные органы".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в июле 2009 года "Транснефть" открыла в Дагестане представительство своей дочерней структуры ОАО "Черномортранснефть". На представительство был возложен контроль за охраной нефтепровода в Дагестане. До этого охранные структуры в Дагестане подчинялись непосредственно Тихорецкому районному управлению магистральных нефтепроводов, находящемуся в Краснодарском крае. Как отмечали эксперты, это переподчинение привело к отстранению от охраны трубы ряда влиятельных дагестанских политиков и их родственников, ранее имевших отношение к данной деятельности.