Непризнание "факта оккупации" Латвии Советским Союзом частью латвийского общества и Россией объясняется различиями в историческом опыте и стремлением избежать возможных юридических последствий, заявил сегодня, 23 августа, в интервью Латвийскому телевидению советник президента Латвии по историческим вопросам, профессор Антоний Зунда. По его словам, латвийские академические историки уже с начала 1990-х годов однозначно подчеркивают, что в июне 1940 года произошла оккупация, аннексия и инкорпорация Латвии в состав СССР. То, что часть латвийского общества по-прежнему выступает против использования в данном случае слова "оккупация", объясняется различиями в историческом опыте и исторической памяти, которые образовались в результате прочтения книг, учебы в школе, восприятия этого события в семье, в кругу знакомых и друзей, а также из-за идеологических убеждений конкретного человека, считает Зунда.

В свою очередь, непризнание "факта советской оккупации" Латвии некоторыми латвийскими политиками и Россией, по мнению историка, следует объяснять желанием избежать юридических последствий: "Относительно политиков и относительно России я объясняю это так, что боязнь этого понятия и признания термина "оккупация", возможно, связана с какими-то юридическими последствиями. Мы знаем, что если государство действительно официально признает, что оно оккупировало какую-то другую страну (а Россия, как мы знаем, является преемницей СССР) (Россия не является преемницей СССР, а объявила себя "государством-продолжателем" СССР, унаследовавшим от него: 1. место в ООН и Совете безопасности ООН; 2. собственность за рубежом; 3. долги СССР (официальное письмо МИД России "О выполнении Российской Федерацией обязательств по заключенным СССР международным договорам" от 13 января 1992 г., указ Президента России "О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом" от 8 февраля 1993 г., постановление Правительства России "О подписании с государствами-республиками бывшего СССР соглашений об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР" от 17 мая 1993 г.); 4. ядерный потенциал (Лиссабонский протокол от 23 мая 1992 г., к Договору между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 г., подписанный Россией, США, Украиной, Белоруссией и Казахстаном)). Все бывшие республики СССР унаследовали от него территорию и собственность, находящуюся на этой территории, за исключением Молдавии и Грузии, в декларациях о независимости упразднивших для себя действие советских законов, создавших их территории в составе СССР. По соглашению со всеми бывшими республиками СССР, Россия в 1990-2000-х самостоятельно выплатила все долги СССР. Только Украина не ратифицировала подобное соглашение с Россией, до сих пор претендуя на долю в заграничной собственности СССР (но в его бывших долгах) и вкладах в Сбербанке СССР - ИА REGNUM), наверное, Российское государство сегодня боится тех правовых последствий, которые могут наступить". Такими правовыми последствиями является материальная компенсация, что, "наверное, не очень радует Россию", пояснил Зунда. Другим своим аспектом эта проблема может быть также связана с вопросом о живущих в Латвии негражданах, добавил он.

ИА REGNUM: терминологический вопрос о признании или отрицании "советской оккупации" (присоединении Латвии, Литвы и Эстонии к СССР в 1940 году) для современных националистических властей Латвии, Литвы и Эстонии не является чисто научным. Несмотря на то, что легитимность мирного включения Латвии в состав СССР, например, однозначно поддержал действовавший в 1940 году президент Латвии Карлис Ульманис и высшие власти Литвы и Эстонии, на теории "советской оккупации" строится современная националистическая идентичность Латвии, она служит политическим и юридическим основанием для режима массового безгражданства русскоязычных в стране как "оккупантов", поражения их в правах, на сегодняшний день составляющего до 80 принципиальных отличий от объёма прав граждан Латвии и Эстонии.

Кроме режима фактического апартеида в Латвии и Эстонии, теория "оккупации" позволяет предъявлять современной России как государству-продолжателю СССР политические и материальные претензии, является почвой для реабилитации нацизма, гитлеровских коллаборационистов и распространения неонацизма в Прибалтике. При этом полностью игнорируется тот факт, что, например, объявление независимости Латвии, Литвы и Эстонии в начале 1990-х годов было осуществлено парламентами, избранными по законам СССР и возглавленными советской партийно-хозяйственной ("оккупационной") номенклатурой, и следовательно - легитимность деклараций о независимости Латвии, Литвы и Эстонии равна легитимности принявших их советских "оккупационных" властей республики. Кроме того, Латвия, Литва и Эстония по умолчанию признают действующими "оккупационные": территориальные приращения Литвы, осуществлённые СССР (Мемельский край и Виленский край), свидетельства об образовании, трудовом стаже, профессиональной и научной квалификации, записи актов гражданского состояния (брак, развод, свидетельства о рождении и смерти), права частной собственности и наследования и т.д. Новый президент Латвии Андрис Берзиньш, в частности, относится к советской номенклатуре - высшему чиновничеству, назначение которого относилось к сфере исключительного ведения центральных партийно-советских органов СССР, поскольку в советское время занимал должность заместителя министра в правительстве Латвийской ССР.