Павел Дятленко: Юбилей музея советской оккупации в Грузии: переписывание прошлого в интересах желаемого будущего

Москва, 22 августа 2011, 13:27 — REGNUM  

В этом году музей советской оккупации в Грузии отметил свой пятилетний юбилей (он был открыт 26 мая 2006 года по инициативе президента Грузии М. Саакашвили), при этом о нем до сих пор не так уж много известно за пределами самой Грузии.

Музей советской оккупации в Тбилиси был создан в идеологически верном месте - на 4-м этаже Национального музея Грузии, расположенного недалеко от здания парламента, на центральном столичном проспекте Шота Руставели. Этот музей посещается большим количеством иностранных туристов и учащейся молодежи. Он отличается от своих собратьев в Восточной Европе (например, музей коммунизма в Праге) и Прибалтике (музей геноцида в Вильнюсе, музей оккупации Латвии в Риге).

Экспозиция тбилисского музея (ее запрещено фотографировать, а залы находятся под постоянным видеонаблюдением) крайне интересна своей умышленной политико-идеологической однобокостью и тенденциозностью. Экспозицию составляют документы и фото (подписи к ним даны на грузинском, английском и русском языках), которые демонстрируют якобы постоянные и массовые репрессии России против Грузии в период с 1921 года по 1991 год, начавшиеся с уничтожения Грузинской Демократической Республики в 1921 году вторжением частей РККА (при этом ничего не говорится о гражданской войне, бушевавшей на территории бывшей Российской империи). В англоязычных пояснениях к экспонируемым документам и фотографиям Красная армия почти везде именуется Русской армией, СССР - Российской большевистской империей.

Много говорится о репрессиях против грузин (замалчиваются репрессии против грузинских армян и русских, хотя их отдельные фамилии попадаются в экспонируемых документах), ничего не говорится о роли в репрессиях И.В. Сталина (он есть на 2 фото), С. Орджоникидзе и Л.П. Берии (он есть только на 1 общем фото членов Политбюро). Кстати, в городе Гори власти не трогают мемориальный музей И.В. Сталина, предпочитая обходить молчанием его существование.

В экспозиции достаточно подробно рассказано о национал-диссидентских группах и активистах в Грузии (это выглядит как попытка создания образа массовых антисоветских движений и выступлений в этой бывшей союзной республике), стремившихся к ее отделению от СССР, и ничего не говорится о диссидентских движениях в других союзных республиках, что говорит о стремлении не вписывать Грузию в общесоюзный контекст.

Экспозиция умышленно подталкивает посетителей к мысли о якобы прямой преемственности государственности постреволюционной Грузии от Грузинской республики 1918-1921 годов, минуя Грузинскую ССР. Это достигается через изображение советского периода истории Грузии как времени постоянных репрессий против Грузии и грузин.

На первом этаже экспозиционного зала напротив стендов, посвященных периодам пребывания Грузии в составе СССР, расположены зарешеченные металлические двери, стилизованные под тюремные, призванные вызывать у посетителей ассоциацию с крайне спорным ленинским тезисом "Россия - тюрьма народов".

Второй этаж зала занимают документы на грузинском языке о "советской оккупации", без перевода на английский и русский языки.

Этот музей направлен на создание из России образа главного врага "маленькой, но свободолюбивой Грузии" в прошлом и настоящем. Это достигается через постоянную трансляцию в первом зале экспозиции роликов о событиях грузино-осетинского конфликта августа 2008 года и операции по принуждению к миру (самое интересное, что используются репортажи из новостей российских федеральных каналов) и размещение в конце экспозиции карты современной Грузии (на ней все названия даны на английском языке) с выделенными красным цветом территориями Абхазии и Цхинвалского региона (так названа Южная Осетия).

Посетители музея могут бесплатно взять Специальный отчет комитета по коммунистической агрессии Палаты представителей Конгресса США "Коммунистический захват и оккупация Грузии", опубликованного в 1955 году в Вашингтоне (переиздан музеем на грузинском или английском языке). Вся концепция экспозиции перекликается с содержанием этого предельно идеологизированного и тенденциозного отчета, созданного в самый разгар холодной войны между двумя мировыми системами - капиталистической и социалистической.

Все это, как и сам музей в целом, красноречиво говорит о долгосрочном идеологическом курсе правящей грузинской элиты, стремящейся сознательно переписать с помощью тотальной десоветизации, антироссийской и антирусской пропаганды неудобную для нее грузинскую историю, придав ей новый, "правильный" трансантлантический вектор - на США и ЕС.

Павел Дятленко - кандидат исторических наук, эксперт Центра "Полис Азия".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.