Почти $1 млрд составляет теневой оборот средств различных религиозных сект, действующих на территории Армении. При этом число участников как официально зарегистрированных, так и безнаказанно действующих в стране без какого-либо правового разрешения структур составляет почти 350 тысяч (более 10% населения республики). Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом 17 августа на встрече с журналистами заявил руководитель Центра помощи и реабилитации жертв деструктивных культов Александр Амарян.

По его словам, в Армении зарегистрировано около 67 религиозных организаций, 10 из которых действуют под эгидой Армянской Апостольской Церкви (ААЦ), а еще 6 относятся к таким традиционным церквям, как католическая, православная и другим. Большинство же из остальных организаций, по мнению специалиста, являются различными ответвлениями нескольких крупных религиозных структур.

"Если проследим, где находятся центры таких организаций, как "Слово Жизни", "Свидетели Иеговы", мормонов и ряда других, то убедимся, что руководят ими из США", - отметил Амарян. Он также добавил, что в последнее время в Армении начала действовать и казахстанская религиозная организация "Алля Аят", "которая проповедует лечение через самосожжение".

Как сказал эксперт, плодотворную почву для тотального вторжения сект в Армению создает атмосфера безнаказанности и несовершенство отечественного "мертвого законодательства", не предусматривающего четких механизмов наказания для "ловцов душ". По его мнению, следует также учесть, что религиозные организации умело используют и социальные проблемы "объектов вербовки".

В качестве аргумента Амарян привел пример действующей в Нор Харберде (район в Ереване - ред.) структуры "Воины Бога", которую возглавляет женщина по имени Шохер. По его словам, представители как правоохранительных органов, так и других госучреждений не могут войти в организацию - их попросту не впускают туда, "если они являются незваными гостями". Между тем, как сказал Амарян, судя по поступившей от жителей района информации, Шохер можно было бы привлечь к уголовной ответственности по всем статьям "с первой и до последней страницы УК Армении, включая траффикинг, мошенничество и многое другое". "В 1996 году она была осуждена за хулиганство, в 2003 году возбудили дело за мошенничество, но вдруг активно вмешался Евросоюз, и насколько мне известно, с Шохер сняли обвинения", - указал специалист.

В связи с этим он также напомнил о "деле Соны Фаградян", которая в начале 2000 года, будучи психиатром поликлиники МВД и майором милиции, открыла секту и вовлекла в свои сети почти весь руководящий состав правоохранительных органов республики, практикуя в качестве религии сексуальные оргии и психотропные лекарства.

По утверждению Амаряна, очень любопытная структура у мормонов, которые последние 7-8 лет не проявляют заинтересованности в увеличении числа своих адептов - около 2000 человек. Вместо этого, как он заметил, в Армению периодически наезжают некие миссионеры - американцы, которые "изучают наш язык, быт, поведение, собирают соответствующую информацию и уезжают". "То есть, в данном случае, под вывеской религиозной организации создана база, состав которой, порядка 80 человек, меняется раз в два года - по принципу ротации. При этом руководитель структуры должен быть американским гражданином, а второй советник - сотрудником посольства США в Армении", - подчеркнул Амарян.

Он также сообщил, что в настоящее время "некоторые политические силы и деятели проводят встречи с лидерами религиозных структур", пытаясь заручиться их поддержкой на предстоящих выборах и суля им финансовый и прочий карт-бланш. Имена Амарян отказался назвать, но "прозрачно намекнул", что "переговоры ведут те, кому более всего нужны голоса для вхождения в парламент".

Он предложил задуматься над тем, чем чревато для Армении появление "ловцов душ" в исполнительном и законодательном органах государства, соответствующие структуры которого вообще имеют весьма туманное представление о степени опасности той или иной религиозной организации.

"Не надо только кого-то там жечь, бить, уничтожать. Необходимо лишь предоставить населению достоверную информацию - "кто есть кто". А затем установить законный контроль над деятельностью всех этих структур. Пусть работают, но ясно и прозрачно. Если все это произойдет, то и подобные организации постепенно исчезнут из жизни страны", - заключил Амарян.