Предлагаем вашему вниманию тезисы доклада заместителя министра экономического развития и торговли Мухамеда Циканова на заседании правительства Российской Федерации 8 августа 2003 г. по вопросу "О ситуации по завозу грузов в Республике Саха (Якутия) и Иркутской области". Напомним, что в связи с продолжительной жарой и засухой отмечается обмеление верховьев Лены особенно на участке между Усть-Кутом (порт Осетрово) и Киренском.

Необходимость принятия мер Правительством Российской Федерации для обеспечения своевременного завоза в 2003 году нефтепродуктов в Республику Саха (Якутия) и Иркутскую область, а также необходимость выделения дополнительных средств из федерального бюджета обусловлена критически низким уровнем воды в верховьях реки Лена.

Уровень воды ниже отметки глубин, установленных Программой гарантированных габаритов водных путей Ленского бассейна на 2003 год в верховьях реки Лена держится с 7 июня (проектный уровень 175 см - водопост Подымахино).

Справочно: Согласно приказу Минтранса России "Правила плавания по внутренним водным путям РФ" с внесенными изменениями, минимальный запас воды под днищем судна должен быть не менее 10 см. Судоходная глубина составляет 10 см + осадка судна. Осадка порожнего крупнотоннажного (1500 тыс. тонн) судна - 145 см. Осадка порожнего малотоннажного (600 тонн) судна - 90 см.

Движение крупнотоннажных судов на участке Усть-Кут - Киренск прекращено с 17 июня из-за невозможности соблюдения минимально допустимого запаса воды под днищем судов.

На 7 августа уровень воды на этом участке составлял около 99 см, причем прогноз отрицательный.

Последствия сложившейся гидрологической обстановки следующие:

- невозможность обеспечить доставку через Усть-Кут запланированных объемов грузов (731,5 тыс. тонн, в том числе 215,3 тыс. тонн для госнужд);

- удорожание доставки грузов в связи с необходимостью их переадресации с направления Усть-Кут по другим маршрутам (через Северный морской путь и по жд через Томмот);

- удорожание доставки речным транспортом через Усть-Кут, связанное с необходимостью использования на участке Осетрово -Петропавловское малотоннажного флота с неполной загрузкой и дополнительной перевалкой.

На текущий момент необходимо доставить 64 тыс. тонн топлива для госнужд Иркутской области и 215 тыс. тонн для госнужд Республики Саха (Якутия), из них:

147 тыс. тонн - через Усть-Кут;

54 тыс. тонн - по Северному морскому пути;

14 тыс. тонн - через Томмот.

Общая сумма удорожания по доставке грузов составляет для Иркутской области порядка 40 млн. руб., для Республики Саха (Якутия) - 245 млн. руб.

Прошу поддержать выделение указанных сумм как минимально необходимых для обеспечения завоза нефтепродуктов для госнужд в Республику Саха (Якутия) и Иркутскую область.

Остановлюсь на двух вопросах, требующих решения.

Первое. Возникновение необходимости дополнительно произвести оплату акциза за реализацию ГСМ поставщиками нефтепродуктов, с которыми заключены государственные контракты на поставку топлива (из-за нарушения сроков сдачи нефтепродуктов), и налога на добавленную стоимость конечными получателями нефтепродуктов (из-за отсутствия подтверждения оплаты НДС у конечного потребителя).

Необходимо в первоочередном порядке рассмотреть заявления об отсрочке уплаты налогов организаций, осуществляющих завоз в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 63, ст. 64, п. 2, п.п. 1).

Второе. Сокращение объемов закладки нефтепродуктов Росрезервом в хранилищах, расположенных на территории Якутии.

Для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций в дальнейшем необходимо предусмотреть выделение средств из федерального бюджета для увеличения Росрезервом объемов закладки нефтепродуктов в хранилищах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).