В начале сентября в столице Таджикистана Душанбе состоится очередной саммит СНГ. Свое участие на саммите уже подтвердили главы 7 государств - России, Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдовы и Туркменистана. Ожидается участие лидеров и других стран содружества - Украины, Беларуси, Узбекистана. На душанбинском саммите председательство в СНГ перейдет от Таджикистана к Туркменистану. А под занавес года - в декабре - запланировано проведение в Москве торжественного юбилейного саммита, посвященного 20-летию образования СНГ.

Создание Содружества Независимых Государств (СНГ) фактически совпало с легитимизацией распада СССР. 8 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин, председатель Верховного совета Беларуси Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук подписали в Беларуси соглашение о создании СНГ. А чуть позже - 21 декабря, в Алма-Ате главы 11 республик бывшего СССР приняли декларацию и протокол к соглашению о создании Содружества Независимых Государств. Таким образом, вынужденная смириться с распадом СССР, Москва не хотела так просто мириться с "парадом суверенитетов" постсоветских государств и с их, казалось бы, неизбежным выходом из "поля притяжения" Кремля и дрейфом по иным геополитическим азимутам. С этой целью, по инициативе Москвы было спешно объявлено о создании СНГ и началась прессинговая кампания по вовлечению в него всех бывших республик СССР, исключая страны Прибалтики.

Наиболее долго политико-экономическому, пропагандистскому, а нередко и закулисному военному прессингу России противились Украина, Азербайджан, Грузия и Молдавия - то есть, те страны, территориальная целостность которых ставилась порой под сомнение, а их прозападные устремления вызывали явное раздражение Кремля (не случайно, что именно эти государства позднее скооперировались в организации ГУАМ). Азербайджан, терпящий сокрушительные поражения на фронте и отчетливо осознающий "российскую подпитку" армянской агрессии, в сентябре 1993 года был вынужден уступить и объявить о своем официальном вхождении в СНГ. К концу 1993 года СНГ сформировалось в том составе (12 государств), в котором оно действовало в течение долгого времени - вплоть до выхода из организации Грузии.

С самого начала СНГ было создано в основном для обслуживания тактических интересов и удовлетворения стратегических амбиций России. Понимая это и будучи вынужденными действовать в духе советской традиции, все лидеры СНГ предпочитают на формальном уровне поддерживать это "кремлевское" предназначение Содружества. Саммиты созываются, как правило, по рекомендации Кремля, самым частым его председателем является глава России, символически одобряются многие "кремлевские" инициативы, не ущемляющие явно суверенитет других членов Содружества. Чаще всего саммиты СНГ проходят в Москве и в режиме удовлетворения очередного заказа Кремля.

Вместе с тем, несмотря на все старания Москвы, СНГ во многих отношениях явилось "мертворожденным дитя": официальные саммиты организации постепенно превратились в редкие (раз в год) и рутинные процессы, мало содействующие реализации планов политико-экономической интеграции постсоветских стран. С течением времени СНГ перестала быть пугающей организацией (никто уже не воспринимает всерьез возможность её трансформации в СССР), но она так и не стала притягательной организацией, членство в которой приносило бы странам бесспорные дивиденды. К такой формальной и ни к чему не обязывающей схеме сосуществования в рамках СНГ уже все привыкли: нет явного вреда, хотя и явная польза не просматривается. Из принятых за 20 лет свыше 1500 решений, реализованы лишь самый мизер. А все разговоры о реформировании СНГ и придания организации нового мощного импульса развития, так пока и не нашли реального подкрепления на практике. Показательны в этом плане последние саммиты СНГ, которые прошли фактически вне поля внимания постсоветской общественности и не ознаменовались никакими значимыми решениями, запомнившись лишь серией двусторонних встреч или неформальных заседаний по тому или иному случаю. В последние годы (особенно в период президентства Медведева) резко возросло число неформальных саммитов СНГ - без официальной повестки дня и принятия официальных решений. Подобные саммиты СНГ стали использоваться как площадка для двусторонних и многосторонних встреч и дискуссий глав государств, что, в свою очередь, способствовало тому, что Содружество все чаще стали называть неким неформальным "клубом президентов".

Что касается Азербайджана, то, за исключением "саммитного формата" СНГ, он фактически не задействован ни в одном из крупных интеграционных проектов с участием России - ОДКБ, ЕврАзЭС, совместная охрана границ и т.д. Да и площадку СНГ руководство Азербайджана использует, прежде всего, как удобный переговорный клуб для обсуждения сложных вопросов, которые вряд ли можно разрешить в формате двухсторонних отношений или "региональных структур".

В первые годы независимости, особенно после прихода к власти лидеров "Народного фронта", Азербайджан в максимально доступной форме дистанцировался от СНГ. Хотя, первоначально, 21 декабря 1991 года Азербайджанская Республика подписала Алма-Атинский протокол к Беловежскому соглашению о создании Содружества независимых государств, тем не менее, она сторонилась официального членства в СНГ. Только после возвращения на политический Олимп Гейдара Алиева пошел реальный процесс сближения азербайджано-российских позиций, завершившийся вступлением Азербайджана в СНГ осенью 1993 года и присоединением к Договору о коллективной безопасности. Мотивы Гейдара Алиева были абсолютно понятны - выход из тяжелой военно-политической ситуации и урегулирование конфликта вокруг Нагорного Карабаха требовало быстрых и эффективных решений. Вступление в СНГ в тот момент казалось единственно возможным вариантом.

Однако вступление в СНГ так и не привело к каким-либо реальным позитивам в процессе урегулирования карабахской проблемы. За все эти годы, Содружество ни разу не осудило Армению за оккупацию азербайджанских земель, не потребовало вывода ее вооруженных сил и не приняло действенных мер для содействия решению конфликта. Как результат полного разочарования в миротворческом потенциале Содружества - выход Баку из Договора о коллективной безопасности в 1999 году.

В дальнейшем, и Гейдар Алиев и его политический наследник Ильхам Алиев выбрали для себя максимально осторожный формат взаимодействия в рамках СНГ, подписывая только те соглашения, которые интересны и безопасны для Азербайджана или по которым существует четкая стратегия реализации. Проводимая в последние годы руководством Азербайджана осторожная мультивекторная политика фактически основана на принципе "держать все двери предусмотрительно открытыми". Подобный формат мягкого и осторожного взаимодействия Азербайджан осуществляет в отношении многих международных структур - ЕС, НАТО, ГУАМ и др. СНГ в этом плане отнюдь не является исключением.