Зафар Гулиев: Азербайджан и СНГ
В начале сентября в столице Таджикистана Душанбе состоится очередной саммит
Создание Содружества Независимых Государств (СНГ) фактически совпало с легитимизацией распада СССР. 8 декабря 1991 года президент РСФСР
Наиболее долго политико-экономическому, пропагандистскому, а нередко и закулисному военному прессингу России противились Украина, Азербайджан, Грузия и Молдавия - то есть, те страны, территориальная целостность которых ставилась порой под сомнение, а их прозападные устремления вызывали явное раздражение Кремля (не случайно, что именно эти государства позднее скооперировались в организации
С самого начала СНГ было создано в основном для обслуживания тактических интересов и удовлетворения стратегических амбиций России. Понимая это и будучи вынужденными действовать в духе советской традиции, все лидеры СНГ предпочитают на формальном уровне поддерживать это "кремлевское" предназначение Содружества. Саммиты созываются, как правило, по рекомендации Кремля, самым частым его председателем является глава России, символически одобряются многие "кремлевские" инициативы, не ущемляющие явно суверенитет других членов Содружества. Чаще всего саммиты СНГ проходят в Москве и в режиме удовлетворения очередного заказа Кремля.
Вместе с тем, несмотря на все старания Москвы, СНГ во многих отношениях явилось "мертворожденным дитя": официальные саммиты организации постепенно превратились в редкие (раз в год) и рутинные процессы, мало содействующие реализации планов политико-экономической интеграции постсоветских стран. С течением времени СНГ перестала быть пугающей организацией (никто уже не воспринимает всерьез возможность её трансформации в СССР), но она так и не стала притягательной организацией, членство в которой приносило бы странам бесспорные дивиденды. К такой формальной и ни к чему не обязывающей схеме сосуществования в рамках СНГ уже все привыкли: нет явного вреда, хотя и явная польза не просматривается. Из принятых за 20 лет свыше 1500 решений, реализованы лишь самый мизер. А все разговоры о реформировании СНГ и придания организации нового мощного импульса развития, так пока и не нашли реального подкрепления на практике. Показательны в этом плане последние саммиты СНГ, которые прошли фактически вне поля внимания постсоветской общественности и не ознаменовались никакими значимыми решениями, запомнившись лишь серией двусторонних встреч или неформальных заседаний по тому или иному случаю. В последние годы (особенно в период президентства Медведева) резко возросло число неформальных саммитов СНГ - без официальной повестки дня и принятия официальных решений. Подобные саммиты СНГ стали использоваться как площадка для двусторонних и многосторонних встреч и дискуссий глав государств, что, в свою очередь, способствовало тому, что Содружество все чаще стали называть неким неформальным "клубом президентов".
Что касается Азербайджана, то, за исключением "саммитного формата" СНГ, он фактически не задействован ни в одном из крупных интеграционных проектов с участием России -
В первые годы независимости, особенно после прихода к власти лидеров "Народного фронта", Азербайджан в максимально доступной форме дистанцировался от СНГ. Хотя, первоначально, 21 декабря 1991 года Азербайджанская Республика подписала Алма-Атинский протокол к Беловежскому соглашению о создании Содружества независимых государств, тем не менее, она сторонилась официального членства в СНГ. Только после возвращения на политический Олимп
Однако вступление в СНГ так и не привело к каким-либо реальным позитивам в процессе урегулирования карабахской проблемы. За все эти годы, Содружество ни разу не осудило Армению за оккупацию азербайджанских земель, не потребовало вывода ее вооруженных сил и не приняло действенных мер для содействия решению конфликта. Как результат полного разочарования в миротворческом потенциале Содружества - выход Баку из Договора о коллективной безопасности в 1999 году.
В дальнейшем, и Гейдар Алиев и его политический наследник