Александр Гапоненко: "Латвийская правящая элита боится самостоятельности латгальцев"

Рига, 12 августа 2011, 00:25 — REGNUM  

Александр Гапоненко, сопредседатель объединенного конгресса русских общин Латвии, доктор экономических наук, рассказал корреспонденту ИА REGNUM, почему он поддерживает инициативу сбора подписей за придание в Латвии юридического статуса латгальскому языку.

ИА REGNUM: Вы являетесь одним из инициаторов сбора подписей за придание русскому языка статуса второго государственного, а что вас подвигло поддерживать другую общественную инициативу - по сбору подписей за придание юридического статуса латгальскому языку?

Проблема, если её обозначить правильно, заключается в том, что в Латвии нет демократии, в том числе и нет права свободного выбора языка общения между людьми, что является одним из основополагающих принципов демократии. Ведь в демократичном обществе нет принципа деления людей по этническому признаку, религиозным убеждениями и знаниям того или иного языка. А в нашей стране, к сожалению, это присутствует. В первую очередь, меня волнует положение русских в Латвии, и поэтому я участвую в акции по приданию русскому языку статуса второго государственного. Но когда я вижу, что другие люди борются за право на существование своего языка, в данном случае латгальского, то мне это кажется привлекательным и мне бы хотелось этих людей поддержать, поскольку они решают ту же проблему, что и я с русским языком.

Общественная организация "Латгальский парламент", которая находится в Даугавпилсе, выступила с инициативой бороться за сохранение латгальского языка, находящегося, по мнению ряда филологов, на грани исчезновения. Я думаю, что их подтолкнула к этому кампания по сбору подписей, когда за неполный месяц мы собрали двенадцать тысяч подписей за проведение референдума по приданию русскому языку статуса второго государственного, которую проводит наше общество "Родной язык". Они увидели, что можно говорить на эти, казалось бы, запретные в нашем обществе темы, и людей, способных говорить об этом на грамотном юридическом языке, никто в тюремные казематы не сажает и не подвергает остракизму в средствах массовой информации.

Помню, как в своё время партии ЗаПЧЕЛ специально придавался маргинальный оттенок именно за то, что они также боролись за русский язык, однако, теперь, когда мы провели акцию, собрали двенадцать тысяч подписей, то попытки маргинализировать тех, кто поднимает проблему больше не проходят. Поэтому латгальцы, посмотрев на это, решили, что и они должны открыто бороться за свой родной язык.

ИА REGNUM: Расскажите, пожалуйста, о латгальском народе.

Требования латгальцев совершенно справедливы и обоснованны, потому что они являются самостоятельным народом. Этот народ сформировался ещё в XVII веке, а как народность он появился приблизительно в XI веке. В XVII веке у латгальцев была своя письменность, своя литература, причём достаточно обширная, как я убедился, изучая первоисточники, была своя интеллигенция. Костяк этой интеллигенции поначалу составляли католические священники, а потом появились учителя, художники, писатели, историки, археологи, музыканты... К слову, известный латвийский музыкант Янис Андреевич Иванов происходит из семьи староверов и является латгальцем.

У латгальцев были проблемы с формированием своей нации с 1865 года по 1904 год, когда в Российской Империи была запрещена письменность на латинице. Дело в том, что после польского восстания самодержавие стало бороться с польским сепаратистским движением и запретило использование польского языка за пределами Польши, включая публикацию книг на этом языке. И под этот указ случайно попали и латгальцы. Ведь у них была письменность на основе польской грамматики, так как ранее они были польской колонией, Польскими Инфлянтами. Также и культура латгальцев формировалась на базе польской культуры. Но в 1772 году они были присоединены к России после первого раздела Речи Посполитой, ныне Польши. Но латгальцы продолжали использовать свою письменность на основе латиницы, и, конечно, запрет на издание светских книг существенно затормозил развитие латгальского этноса.

И только после революции 1905 года издание книг возобновилась и началось пробуждение латгальского народа, известное в Латвии как латгальская "атмода", хотя под этим термином обычно понимают общелатвийское пробуждение. Бурное развитие латгальского народа шло до 1934 года, то есть до переворота президента Карлиса Ульманиса. Фашистский по своей сути переворот Ульманиса преследовал цель латышизировать мультикультурное, как сейчас говорят, общество. Тогда был введён запрет на использование русского и латгальского языков в старших классах школ, в высших учебных заведениях, закрыт целый ряд изданий на этих языках. Дошло до того, что, как мне рассказывали сами латгальцы, книги неугодных латгальских авторов публично сжигали на кострах, и это нанесло большой ущерб развитию латгальского этноса. В 1940-ом году, уже при советской власти, латгальцы опять получили право на использование (официальный статус в Латвийской ССР - ИА REGNUM) своего языка и развитие культуры. Но в 1956 году вместе с началом хрущёвской борьбы с возрождающимся латышским национализмом, латышские национал-коммунисты "подставили" латгальцев, наложив запрет на использование латгальского языка, объявили его диалектом латышского языка, а статус самих латгалов понизили с самостоятельного народа до этнической группы. Вновь прекратились публикации книг на латгальском, закрылись культурные организации. Потому латгальцы всё время страдали от смены политических режимов, что не давало им свободного развития.

ИА REGNUM: Что произошло после выхода Латвии из состава СССР?

Во второй латвийской республике к ним вновь относятся не как к самостоятельному народу. Их статус всё время пытаются понизить, объявить этнической группой, неспособной к самостоятельному развитию. А как раз на это латгальцы способны: у них опять есть своя собственная интеллигенция, литература, язык, они осознают свои собственные интересы. У них есть собственный бизнес и собственные чиновники. Потому в рамках развернувшегося сейчас движения, назовём его латгальским национальным пробуждением, началась борьба за придание юридического статуса латгальскому языку. Это привлекательно и относиться к этому надо не просто с уважением, а всячески морально поддерживать их движение.

ИА REGNUM: Не расценит ли этот шаг латышская правящая элита как создание некой латгальской автономии, а статус для языка - это первый шаг к ней?

Они очень боятся этого и постоянно пугают этой угрозой. Но среди латгальской интеллигенции таких настроений нет, им просто специально вешается ярлык сепаратистов. Это не новое явление. В 1920-е гг., когда представители латгальских партий были в Сейме, против них также выдвигались подобного рода обвинения в сепаратизме, хотя они вовсе не собирались отделяться от Латвии. Главной фигурой нападок латышских националистов тогда был видный латгальский общественный деятель Френцис Кэмп. Сейчас его имя очень не любят вспоминать, поскольку в 1917 г. он выступал за вхождение Латгалии в состав Российской Федерации как самостоятельной республики, наряду с объединенной Видземе и Курземе, которые развивались полтораста лет в составе Российской империи под немецким культурным влиянием, испытали на себе влияние "немецкой" лютеранской веры и т.д. Однако латгальцы достаточно маленький этнос, который не способен обеспечить самостоятельное экономическое и политическое существование, образовать еще более высокую социальную общность - нацию. Всего их около 350 тысяч человек. И выжить такой этнос может, лишь присоединившись к государственному образованию более крупного народа. Они могут быть самостоятельным этносом в рамках латвийской нации. Именно этого и боится нынешняя латвийская правящая элита. Она не хочет представлять им статус самостоятельного этноса, так же как и латвийским русским. "В Латвии должны править латыши, должен быть один язык и образование на этом же языке, не должно быть прессы на других языках", - эта логика правящих на деле является насильственной латышизацией, и такая попытка уже имела место в 1934 году, которая привела к краху государства.

Недавно в прессе появилась информация о том, что якобы усилились сепаратистские настроения среди латгальцев, что они требуют выхода из состава Латвии. Но я думаю, что это была специально организованная провокации для того, чтобы сбить накал этого здорового национального движения за право на этническое развитие.

ИА REGNUM: Как бы вы прокомментировали высказывания экономического советника президента Берзиньша г-жи Эгле, заявившей в интервью нашему агентству, о том, что только латышский язык может объединять нацию? И в то же время она гордится наличием школ национальных меньшинств, откуда же такое раздвоение у истеблишмента?

Я так понимаю, что она просто не разбирается в сути этнических процессов. Ведь формирование нации состоит не только в использовании языка, или наличии песен, танцев, народных обрядов. Это главный инструмент формирования народа как более низкой социальной общности. А вот формирование нации, как более высокой социальной общности, связано с использованием более широкого набора инструментов. Прежде всего, нужно обеспечить высокоэффективное производство, тогда представители других мелких этносов будут тянуться к более крупному этносу, способному создать такое производство. Ведь те же англосаксы в Америке не проводят какую-то особую этническую политику, но у них так эффективно организован бизнес, что он притягателен и люди добровольно учат английский язык, вливаясь, таким образом, в состав американской нации. А это даёт им возможность обеспечения личного процветания.

Ничего подобного власть предержащие в Латвии не могут обеспечить. Они слишком бюрократичны в своей основе, но не буржуазны. А потому они упирают на старые инструменты, не работающие в современном мире. Например, такой инструмент, как формирование системы ценностей, привлекательных для других этносов, у них отсутствует. Российская Империя развивалась именно по этому пути. Сначала там за основу были взяты ценности православия, а потом ценности советской цивилизации. И они были настолько привлекательны для других этносов, что люди добровольно присоединялись к этой общности.

Здесь власти такие ценности выдвинуть не в состоянии. Иллюстрирую примером гашения личности Андрея Индриковича Пумпура, автора знаменитого эпоса "Лачплесис". Этот эпос крайне интересен и, читая его на русском, я готов изучать латышский язык, чтобы читать в оригинале. Родом Пумпур из Латгалии, но умер в чине капитана Российской Империи. Учился, кстати, в военном училище в Одессе, где и стал офицером русской армии, а служил в интендантской службе. И эта та фигура, которая необходима сегодня, способная объединить вокруг себя представителей других национальностей, русских, украинцев, евреев... Формируйте и развивайте свою культуру, свои ценности и люди к вам потянутся!

ИА REGNUM: Исходя из вашей деятельности, можем ли мы говорить о статусе государственного для русского языка, что станет идеальной моделью для формирования нации и придание латгальскому языку некоего юридического статуса?

Думаю, что нужно вернуться к практике 1920-х гг. Тогда по решению Петра Стучки государственным язык был латышский, но в равной степени использовались латгальский и русский. Эти языки применялись в самоуправлениях, на них писали официальные бумаги, издавали книги, и такой статус у языков сохранялся до фашистского переворота Ульманиса. Причём так как сделать это сразу было невозможно, то диктатор сначала закрывал школы на латгальском языке, потом запрещал публикации на нём, пока не счёл, что искоренил этот язык. Мы часто говорим, что являемся правопреемниками Первой Латвийской республики. Вот только какой из двух: той, демократической, что была до 1934 года, или после? Опыт показывает, что Латвия - преемница фашистского строя Ульманиса.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.04.17
Проблемы спасения памятника Русского Севера. Это вам не пятиэтажки сносить!
NB!
24.04.17
Кто и как расколол Турцию пополам?
NB!
24.04.17
Историческая битва – США и Китая – началась
NB!
24.04.17
Можно ли сделать согласие? Непогрешимость Папы как пример
NB!
24.04.17
Западные «ястребы» подозревают Тиллерсона в сговоре с Путиным
NB!
24.04.17
Пейзажист на службе Отечеству
NB!
24.04.17
Как современные украинские нацисты попали на страницы «Нью-Йорк Таймс»
NB!
24.04.17
Геноцид армян: выучены ли уроки катастрофы?
NB!
24.04.17
Республиканская Турция закончилась. Что придет ей на смену?
NB!
24.04.17
Уголь на бочку! ТЭС Украины в ожидании африканской помощи
NB!
24.04.17
Есть ли у Китая союзники — в обычном смысле слова?
NB!
24.04.17
Что понимают под безопасностью польские СМИ
NB!
23.04.17
Президентская гонка во Франции: Ле Пен во главе
NB!
23.04.17
Опрос: Макрон и Ле Пен вышли во второй тур
NB!
23.04.17
Погибший в теракте на территории ЛНР представитель ОБСЕ — гражданин США
NB!
23.04.17
Белорусская оппозиция снова призывает взяться за ножи
NB!
23.04.17
Захарченко: Киев пытается втянуть в конфликт в Донбассе «третью силу»
NB!
23.04.17
Тысячи самарцев вышли на марш протеста, его организатор задержан
NB!
23.04.17
Пасха – переход к новому измерению
NB!
23.04.17
Предвыборный Иран: «Враг готовит удар по исламскому строю»
NB!
23.04.17
Венесуэла: Оппозиция угрожает, что «будет хуже»
NB!
23.04.17
Турецкий корабль в бушующем океане Ближнего Востока