Грузинская православная церковь предъявляет права на ряд монастырей в соседней Армении, что способствует нарастанию напряженности между двумя сопредельными закавказскими государствами, пишет EurasiaNet.

На сегодняшний день главным источником напряженности в отношениях между церквями выступают имущественные споры. Епархия Грузинской православной церкви в Армении желает получить официальный статус и право собственности на пять монастырей в районах близ армяно-грузинской границы, которые, по ее утверждению, основывались как грузинские церкви. Четыре из пяти этих спорных объектов находятся в Лорийском районе: это монастыри Ахтала, Кобайр, Хневанк и Хучап. Пятый, Киранцкий монастырь, расположен в Тавушском районе.

Напомним, что первый визит предстоятеля Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) Католикоса Всех армян Гарегина II в Грузию, состоявшийся в середине июня этого года, завершился скандалом. В ходе поездки армянский пастырь встретился с Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией Вторым и президентом Михаилом Саакашвили, посетил армянонаселенные районы Самцхе-Джавахети, встретился с представителями армянской общины Тбилиси. Грузинская сторона в лице пресс-службы президента Саакашвили назвала этот визит "историческим", между тем, в самой Армении его итоги были восприняты, мягко говоря, не столь однозначно. Дело в том, что этот визит в Армении связывали с попыткой разрешить накопившиеся в отношениях двух церквей застарелые спорные проблемы, относящиеся к определению юридического статуса ААЦ в Грузии и принадлежности ряда церквей и монастырей Грузии, которые армяне считают своими, однако на них претендует также грузинская церковь. В свою очередь из Тбилиси актуализировали вопросы принадлежности целого ряда храмов на территории Армении.

11 июня многие грузинские СМИ сообщили, что Гарегин II и Илия II подписали совместное коммюнике, а интернет-издание "Грузия-онлайн" опубликовало текст этого документа. В коммюнике, в частности, говорилось, что поскольку взаимоотношения двух церквей "продолжают развиваться, это подразумевает равномерное определение юридического статуса Армянской Апостольской Церкви - в Грузии и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви - в Армении; а также открытие на паритетных началах в Грузии армянских (григорианских) храмов, а в Армении - грузинских (диофизитских) церквей.

По мнению большинства коментаторов в Армении, согласие на уравнивание юридического статуса армянской церкви в Грузии и грузинской в Армении стало показателем того, что визит Гарегина II явился "провальным". Дело в том, что в Армении проживает не более 3 тысяч граждан грузинской национальности, между тем как армян в Грузии насчитывается, как минимум, в сто пятьдесят раз больше. Кроме того, пять спорных церквей, расположенных на севере Армении, считают в Ереване, хотя и являются диофизитскими, однако были возведены предствителями армянских княжеских династий, принявших в свое время православие. А этого отнюдь не достаточно для того, чтобы на них претендовала Грузинская церковь.

Вполне возможно, что недовольство итогами визита Гарегина II в Грузию, выплеснувшееся на страницы армянских СМИ, стало отражением настроений, царящих в ААЦ. Руководитель пресс-канцелярии Первопрестольного Св. Эчмиадзина (резиденция армянских Католикосов) Ваграм Меликян опроверг сообщение о том, что в такое коммюнике было подписано. По его словам, "только сегодня у меня появилась возможность прочитать любопытные материалы относительно визита. Меня удивила информация о так называемом совместном заявлении двух Католикосов. Хочу отметить, что между церквями не было подписано никакого документа, тем более с содержанием неприемлемых положений. Неизвестно, какое происхождение имеет эта информация, и с какой целью она появилась на информационном поле".

По меньшей мере удивительным выглядит утверждение, что руководитель пресс-службы ААЦ узнает о тех или иных аспектах зарубежного визита Католикоса из СМИ. Еще более удивительным представляется то обстоятельство, что этим сообщением церковный функционер полностью дезавуировал всю предыдущую информацию грузинской стороны. Остается предположить, что либо грузинские источники выдали желаемое за действительное и поспешили заявить о подписании сторонами документа, либо таким образом армянская церковь снимает подпись своего предстоятеля под коммюнике. И в том, и в другом случае происшедшее выглядело скандальным.