Эксперт: "Чем меньше компания контролирует качество, тем дешевле лекарственный препарат"

Москва, 11 августа 2011, 10:57 — REGNUM  Дешевые аналоги известных лекарств не всегда могут заменить современные, эффективные препараты. Доцент кафедры терапии, клинической фармакологии и скорой медицинской помощи Московского государственного медико-стоматологического университета Олег Талибов высказал серьезную озабоченность тем, что избыточное разнообразие и количество аналогов известных препаратов (а точнее дженериков) на российском рынке может уводить пациентов в сторону от лечения более новыми лекарствами.

Многие слышали медицинский термин "дженерик", но не многие знают, что это такое. Главная причина высокой стоимости медицинских препаратов - дороговизна их поиска и изучения. Оригинальный препарат - это впервые синтезированный препарат, прошедший полный цикл всех экспериментальных и клинических исследований, на которые затрачиваются огромные средства. Соответственно, новый препарат поступает на рынок по высокой цене, рассчитанной на покрытие всех издержек. По словам Олега Талибова, "процесс создания нового лекарства, начиная от доклинических исследований и заканчивая выводом на рынок, занимает от 10 до 15 лет. При этом по некоторым данным затраты на создание нового лекарственного средства могут достигать полутора миллиардов долларов. Разработка и вывод на рынок новых лекарств чаще всего остается прерогативой так называемых "фармгигантов" - крупных компаний с огромными оборотами".

При этом в мире существует договорённость о том, что каждое новое лекарство может быть "уникальным" лишь в течение определённого времени - срок действия эксклюзивного патента в среднем составляет 20 лет, после чего он истекает, что позволяет другим компаниям наладить производство дженериков и начать их продажу по более низкой цене.

Дженерики - это воспроизведенные лекарственные средства, взаимозаменяемые с их патентованными аналогами, выведенные на рынок после истечения сроков патентной защиты на соответствующий защищенный патентом препарат. Производители дженериков закупают сырьё и оборудование, выпускают тестовую партию лекарств, которая проходит контроль биоэквивалентности. Каждый производитель обязан доказать, что его аналог по качеству, химическому составу, безопасности и способности всасываться и распределяться в организме человека не отличается от оригинала.

Вопрос эквивалентности оригинальных препаратов и дженериков волнует не только врачей, но и пациентов. Некоторые специалисты указывают, что любой дженерик, даже изготовленный с соблюдением всех требований, уже является в той или иной степени "устаревшим" лекарством, уступающим в эффективности новым препаратам. При этом, по их словам, контроль качества дженерики проходят лишь единожды, поэтому в будущем существует риск ухудшения препарата, например, за счёт закупки менее качественных составляющих. Однако Олег Талибов отмечает, что такие случаи - предмет преследования в судебном порядке, поэтому они весьма редки, а для известных компаний и вовсе не характерны.

Дженерики привлекательны своей ценой, которая всегда ниже стоимости оригинальных препаратов. Однако у данного обстоятельства есть обратная сторона. Как отмечает Олег Талибов, "чем меньше компания контролирует качество, тем дешевле лекарственный препарат. Просто потому, что производитель экономит деньги. Хорошее дешевым не бывает". При этом разница в стоимости между дженериком и оригинальным препаратом для отдельно взятого пациента может и не играть значительной роли. "Представим, что оригинальный лекарственный препарат стоит на 200 руб. дороже дженерика. При покупке дженерика вы экономите 200 руб. На эти деньги вы можете купить чашку кофе в "Старбаксе". С точки зрения многих пациентов эта экономия очень невелика".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.