Гагаузия: "Компромисс" Молдавии - это "не тот максимум, который решит проблему гагаузских выпускников"

Москва, 9 августа 2011, 09:33 — REGNUM  Глава Гагаузской автономии Михаил Формузал назвал "полезной и продуктивной" состоявшуюся 8 августа встречу с премьер-министром Владимиром Филатом, отметив, вместе с тем, что "это не тот максимум, который позволил бы в полной мере решить проблему гагаузских выпускников". Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе главы Гагаузии.

"Будем надеяться, что диалог с правительством продолжится, - заявил Формузал. - Я понимаю, что Закон об образовании моментально усовершенствовать невозможно. Но главное, что правительство проявило готовность к поиску решений. Я бы очень хотел, что бы после всех последних событий в отношениях между Комратом и Кишинёвом руководство Молдавии поняло объективные причины неудовлетворительного знания некоторыми гражданами государственного языка и оказало бы им необходимую поддержку, а не ограничивалось бы одними требованиями".

Башкан Гагаузии также назвал важным итогов встречи обещанную правительством поддержку ряда образовательных проектов, которые уже несколько лет исполнительная власть Гагаузии реализует по собственной инициативе и за счёт собственных средств. В частности, речь идёт о пилотном проекте по открытию в детских садах автономии групп с углублённым изучением гагаузского и молдавского языков. Глава молдавского правительства также обещал содействие в разработке комплексной программы по улучшению преподавания государственного языка на территории Гагаузии, признав, что в подобной программе нуждаются и другие регионы Молдавии, отметил Формузал.

Что касается судьбы гагаузских выпускников, которые в этом году не сдали экзамен по молдавскому языку, то по словам Михаила Формузала, "эти учащиеся смогут совершенствовать языковую практику и, главное, останутся в стране".

Напомним, премьер-министр Владимир Филат встретился 8 августа с башканом Гагаузии Михаилом Формузалом, с которым обсудил "широкий спектр вопросов, связанных с дальнейшим развитием региона, в том числе аспекты, касающиеся дальнейшего обучения молодых жителей Гагаузии в учебных заведениях". Как отметили в молдавском правительстве, в результате дискуссий "в качестве компромиссного варианта была достигнута договоренность о том, что лицеисты, не сдавшие экзамен по румынскому языку на степень бакалавра, смогут продолжить свое обучение не только в профессиональных училищах (как было объявлено ранее), но и в колледжах". Позднее, как предлагает Кишинев, "эти молодые люди смогут сдать экзамены по румынскому языку на степень бакалавра, что даст им возможность продолжить свое обучение в высших учебных заведениях".

Конфликт между Кишиневом и Комратом начался после того, как в этом году более чем 100 выпускникам из Гагаузии, получившим неудовлетворительные экзаменационные оценки по молдавскому языку и литературе Министерством просвещения Молдавии было отказано в пересдаче экзамена, в результате чего на протяжении целого года они не смогут поступить в высшие учебные заведения Молдавии. В ответ на обращения жителей Гагаузии, башкана Михаила Формузала и спикера Народного собрания Анны Харламенко к молдавским премьер-министру и министру просвещения, в Кишиневе заявили, что никаких исключений делать не станут, и согласно законодательству пересдача может иметь место только в следующем году. 29 июля Исполнительный комитет (правительство) Гагаузии, в соответствии с постановлением Народного собрания, утвердил образец диплома бакалавра, который будет выдан выпускникам автономии, получившим неудовлетворительные оценки по дисциплине молдавский язык и литература. В свою очередь молдавский министр просвещения Михаил Шляхтицкий, комментируя это решение властей Гагаузии, заявил, что оно "грубейшим образом противоречит законодательству Молдавии", и потребовал "политической реакции лидеров Республики Молдова". Со своей стороны Михаил Формузал потребовал отставки самого министра просвещения.

Справка ИА REGNUM: Согласно конституции Молдавии, государственным языком в стране является "молдавский язык на основе латинской графики". В то же время во всех учебных заведениях на протяжении всех 20 лет независимости РМ изучаются предметы "Румынский язык" и "Румынская литература". Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии. При этом румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке. 31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял Закон о статусе государственного языка МССР и Закон о "возврате" молдавского к латинской графике, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка. Для абсолютного большинства населения Гагаузии родным является русский язык, который наряду с гагаузским и молдавским имеет в автономии статус официального. Согласно действующему молдавскому законодательству русский является языком межнационального общения, однако на практике данная норма соблюдается не в полной мере и постоянно нарушается молдавскими властями.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.