"Сегодня Советы в Белоруссии напоминают своеобразную почетную пенсию: в них значительное число занимают приближенные к верхушке власти чиновники различных рангов и ведомств, от коммунальных до медицинских, а также "провластные" бизнесмены", - заявила 5 августа в интервью корреспонденту ИА REGNUM руководитель гражданской кампании "Наш дом" Ольга Карач, характеризуя работу местных представительных органов власти Белоруссии.

"Утверждение бюджетов такими Советами происходит наоборот - не депутаты решают, а "хозяева" им "сверху" спускают тексты для голосования", - считает представитель белорусского гражданского общества.

"Большинство депутатов даже и не подозревает о том, что их деятельность регулируется отдельным Законом "О статусе депутатов местных Советов". Например, каждый год депутат, согласно этому Закону, должен отчитаться два раза, но не делает этого. Иногда взамен полновесного отчета депутат зачитывает отчет-пятиминутку на сессии. Примерно 10-15 процентов депутатов сельсоветов являются одновременно и депутатами райсоветов, то есть имеют по два мандата. Мы, когда начали свою программу "Депутатов к ответу!", обнаружили, что депутаты крайне негативно относятся к инициативе народа попросить "народного избранника" отчитаться о своей деятельности. Депутатами придумывается что угодно, лишь бы не встречаться со своими избирателями", - сказала Карач.

По данным руководителя гражданской кампании "Наш дом", прием граждан депутаты местных Советов ведут формально, "поскольку постоянного обращения граждан к ним не происходит - в силу низкого авторитета таких "самозванных" депутатов". Карач сослалась на данные наблюдений активистами гражданской кампании: "За 2011 год зафиксировано не более 10 фактов выступления депутатов с запросами. Примеров обращения депутатов с требованием восстановить нарушения законности не отмечено вовсе".

Сложившуюся ситуацию Карач объясняет не только особенностями политической системы Белоруссии, но и ограниченным правовым полем деятельности органов местного самоуправления: "Влияние депутатов на решение местных вопросов во многом снижается из-за отсутствия системы местного самоуправления и отсутствия реальной власти у депутата. Это так сказать, "свадебные генералы". С вступлением в силу закона "О местном управлении и самоуправлении" областные Советы на примере Витебского облсовета утвердили примерное Положение о старейшинах, но только для сельских населенных пунктов. Иногда при ЖЭУ создаются так называемые домкомы и уличкомы, не являющиеся местным самоуправлением, поскольку не имеется механизма встраивания их во власть".

"Другие структуры так называемого самоуправления в Белоруссии чаще всего создаются на бумаге в отделах исполкомов. Даже закрепленные законом и указами президента нормы их создания и деятельности игнорируются чиновниками. Например, средства, выделяемые на благоустройство территорий, должны использоваться по решению таких общественных органов и ими же контролироваться. Но, как показали расследования активистов НД, невозможно даже найти тех, кто входит в структуры такого самоуправления. Доходит до того, что председатель из исполкомовского списка давным-давно уехал, а его фамилия проходит по всем официальным документам", - продолжила Карач.

"Сдерживает развитие местного самоуправления и тот факт, что, согласно закону, на территории может быть только один орган общественного самоуправления, а это приводит к тому, что власти застолбили место и лишают граждан возможности избирать свой орган территориального самоуправления", - добавила Карач.

Руководитель белорусской гражданской кампании проинформировала о том, что "Наш дом" намерен развивать совершенствовать мониторинг деятельности местных органов власти, механизмов общественного самоуправления: "К концу августа заработает сайт, направленный на помощь населению, чиновникам и депутатам в обеспечении прозрачного и открытого процесса работы государственных органов, где жители сами могут оценивать рейтинги того или иного чиновника или даже помещать в специальную "вики" свои многолетние переписки по всем вопросам. На данный момент в базе уже 8 000 фамилий. Но даже беглый взгляд позволяет сказать со всей уверенностью, что в исполкомах подозрительно много одинаковых фамилий, что наводит на мысль о большом количестве родственников".

По мнению Карач, предпринимаемые гражданской компанией усилия позволят населению в полной мере оценить работу чиновников и депутатов. "В конечном итоге, хозяевами страны являются ее граждане", - резюмировала руководитель гражданской кампании "Наш дом".

Как сообщало ИА REGNUM, после предыдущей президентской кампании, 12 января 2007 г. президент Белоруссии подписал указ №21 "О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения". Последние выборы в местные Советы депутатов Белоруссии прошли в конце апреля 2010 года в соответствии с указом президента Белоруссии об их проведении.

Напомним также, что в Белоруссии правовые и организационные основы местного управления и самоуправления регламентированы указом президента Белоруссии №66 "О некоторых вопросах местного управления и самоуправления", который 22 февраля подписал Александр Лукашенко. Указом вводится типовая структура облисполкомов, Минского горисполкома, местных администраций в Минске, городских исполкомов, местных администраций районов в городах. А также вводится норма исключающая привлечение дополнительных служащих для обеспечения деятельности местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и должностных лиц, кроме случаев работы коллегиальных органов либо выполнением работ и оказанием услуг в соответствии с заключенными в установленном порядке договорами.