Политический кризис, охвативший верхушку молдавской власти, является лишь поверхностным проявлением более глубокого экзистенциального разлома, последствиями которого может стать исчезновение государства Республика Молдова. Об этом заявил румынскому изданию Romanian Global News кишиневский политический аналитик Петру Богату.

По его словам, "чуть более половины молдавского общества делают ставку на Запад, однако другая половина - на Восток". "Это противоречие кажется непреодолимым, поскольку в основе лежат не столько различия в оценках, сколько различия этнического и культурного порядка... В Бессарабии прозападная партия имеет шансы на победу благодаря молдавскому/румынскому большинству. Но так же верно и то, что остается мятежный регион (имеется в виду Приднестровская Молдавская Республика, на территорию которой претендует Кишинев - прим. ИА REGNUM), где украинцы и русские составляют около двух третей всего населения левобережья Днестра. Их ставка на Москву непреклонна. И не надо говорить, что я уделяю слишком много внимания этническому фактору. Давайте не будем прятаться за палец. Игнорирование национальных чувств в Европе и других частях мира оказались чистой утопией. Не зря, власти старого континента уже видят необходимость отказаться от мультикультурализма. То есть, по сути, Франция, Германия, Нидерланды и другие возвращаются к идее национального государства", - отмечает эксперт.

Наиболее убедительным примером того, как будут развиваться события, в том числе в Молдавии, по его словам, можно считать Бельгию. "Эта страна живет без правительства более 400 дней. Вдобавок, кажется, что разделение между Валлонией и Фландрией становится необратимым. Бельгия, по сути, уже поделена на две части. Остается только узаконить раздел. Король Альберт II, очень волнуясь, на прошлой неделе заявил, что Национальный праздник, который отмечается в 2011 году, может стать последним в истории. Валлоны категорически хотят скорейшего объединения с Францией. Париж, кажется, тоже готов присоединить регион с мажоритарным франкоязычным населением. Правящая партия Союз за народное движение обсуждает с социалистической оппозицией, как разрубить гордиев узел бельгийского кризиса. С другой стороны, Фландрия не хочет слышать о восстановлении единства с Валлонией. Кажется, что разрыв между двумя бельгийскими общинами является лишь вопросом времени", - пишет Богату.

По его словам, это могло бы стать "предисловием" для отказа Бессарабии от Приднестровья и ее объединения с Румынией. "Судите сами. В условиях, когда не могут договориться принадлежащие к одной евроатлантической цивилизации - валлоны и фламандцы, как смогут подать друг другу руку русскоязычное большинство с левого берега Днестра и румыноязычное с правого? Представляющие два различных геополитических выбора, часто и вовсе враждебные, два берега реки с каждым днем все больше отдаляются друг от друга", - отметил аналитик.

По его словам, "на фоне возрождения национализма в мире, особенно на европейском континенте, присоединение Приднестровья уже кажется пустой и детской иллюзией". "Территориальная реинтеграция сомнительна потому, что представляется невозможным присоединить отколовшиеся русскоговорящее сообщество из приднестровского региона к румынской культурной парадигме между Прутом и Днестром. А по мере того, как неспособность интегрировать самопровозглашенную Приднестровскую республику становится все более очевидной, на глазах исчезает и смысл государственности на левом берегу Прута. Вероятная ассимиляция Валлонии Францией станет прецедентом для Бухареста. Румыния, со своей стороны, должна будет поглотить центральную часть своей исторической области Бессарабии. Неизбежность исчезновения Бельгии убьет и Республику Молдова. То, что вчера казалось фантастическим, сегодня становится неоспоримыми политическими реалиями", - подвел итог молдавский аналитик.

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, в X-XI вв. входила в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составила часть образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи.

В результате поражения России в Крымской войне 1853-1856 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существовала на кириллице с момента своего появления в XVI веке и вплоть до 1989 года, когда решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская Автономная ССР в составе УССР. 28 июня 1940 года СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году.

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.