"Коммерсантъ" (Самара), №142 (4680) опубликовал сегодня, 4 августа 2011года опубликовал статью под заголовком "Минтранс взял руль в свои руки. Подконтрольное чиновникам ОАО "Самараоблавтотранс" может стать монополистом в сфере региональных автобусных перевозок". В ней, в частности, говорится:

"Один из крупнейших региональных автопассажирских перевозчиков ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области" ("АВиАС") может уйти с рынка областных автобусных перевозок. В середине июля Минтранс в одностороннем порядке расторг договор с компанией. В ведомстве этот шаг объясняют тем, что ОАО "АВиАС" сдавало в аренду сторонним перевозчикам маршруты, выделенные этой компании, а также реализовывало билеты по завышенной стоимости. В компании заявляют, что конечная цель Минтранса - вывести их с рынка областных автобусных перевозок, а маршруты отдать подконтрольному областному Минимущества ОАО "Самараоблавтотранс". Наблюдатели подчеркивают, что резкий уход "АВиАС" с рынка перевозок спровоцирует транспортный коллапс.

Сегодня один из крупнейших региональных автопассажирских перевозчиков ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области" приостанавливает работу по своим маршрутам. В общей сложности будут закрыты сообщения по 31 направлению внутриобластных автобусных перевозок, осуществляемых этой компанией. Всего в области действуют 73 региональных маршрута (209 с учетом пригородных перевозок). В середине июля Министерство транспорта Самарской области в одностороннем порядке расторгло с ОАО "АВиАС" договор на осуществление пассажирских перевозок. По словам чиновников, руководство компании нарушило условия договора и передало часть выделенных ей маршрутов сторонним перевозчикам. В Минтрансе в действиях коммерсантов усмотрели признаки незаконного предпринимательства и расторгли договор. Кроме того, по словам чиновников, в "АВиАС", монопольно торгующих билетами на маршруты пригородного, регионального и межобластного сообщения, необоснованно завышали на них цену. С 20 июня средняя стоимость одного километра пути обходится пассажиру в 1,7 рубля, тогда как Минтранс установил верхнюю тарифную планку в 1,3 рубля, отмечают в министерстве. В ответ на повышение цен, по заявлению чиновников, областная прокуратура начала проверку. Результаты ее пока неизвестны. В Минтрансе заявляют, что приостановка работы одного из двух крупнейших игроков на рынке областных перевозок никак не повлияет на автобусное сообщение между областным и районными центрами региона. "Все маршруты, которые осуществляли "АВиАС", будут продублированы автобусами других компаний. Двенадцать маршрутов переданы ОАО "Самараоблавтотранс", которое увеличит количество автобусов на необходимых направлениях, по некоторым из них общество и ранее осуществляло перевозки. Серьезных проблем у пассажиров в этой связи не возникнет", - заявил вчера и.о. министра транспорта Самарской области Константин Елфимов.

По оценкам участников рынка внутриобластных междугородних и пригородных пассажирских перевозок, в Самарской области действуют 30-50 компаний. Половину рынка делят между собой примерно поровну ОАО "Самараоблавтотранс" и ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области". ОАО "Самараоблавтотранс", созданное в 2003 году по инициативе губернатора Константина Титова и на 100% принадлежащее региональному Минимущества, работает по 27 внутриобластным маршрутам. ОАО "АВиАС" (51,5% акций принадлежат Гюзели Имангуловой,остальные частным лицам) осуществляет перевозки по 31 маршруту. Ему же принадлежит Центральный автовокзал, а также ряд автостанций в Самарской области. УК "Финам Менеджмент" оценивает годовой объем рынка примерно в 600-700 млн рублей, участники рынка - не менее чем в 1,5 млрд.

На днях конфликт между областным Минтрансом и ОАО "АВиАС" приобрел межличностный характер. Министр транспорта Валерий Матвеев написал заявление в Следственный комитет, в котором потребовал провести проверку в отношении генерального директора ОАО "АВиАС" Фании Хакимовой, якобы распространяющей про него "заведомо ложные сведения, являющиеся клеветническими". Госпожа Хакимова, по словам чиновника, обвинила его в связях с организованной преступностью. Фания Хакимова ограничилась заявлением в УФАС Самарской области с просьбой дать правовую оценку действиям министерства, в одностороннем порядке расторгшего договор с перевозчиком. В антимонопольной службе "Ъ" подтвердили, что по заявлению госпожи Хакимовой создана комиссия по делу о нарушении министерством антимонопольного законодательства. "Пока мы приостанавливаем перевозки на один день, затем будем выходить на маршрут без договора, поскольку если мы вообще уйдем из этой сферы, то это приведет к серьезным проблемам в перевозках. Нас заменить никто не сможет. Пассажиры не смогут уехать с какими-либо другими перевозчиками. Или же уйдут на дорогу, чего, вероятно, и добивается министерство, которое хочет "выдавить" нас с рынка", - заявила госпожа Хакимова. По словам пресс-секретаря Минтранса Надежды Кирьяновой, в случае если автобусы "АВиАС" все же выйдут в рейс, владельцам компании грозит административная ответственность и штрафы. Связаться вчера с руководством ОАО "Самараоблавтотранс" не удалось, офисные телефоны не отвечали.

"Конфликту между Минтрансом и "АВиАС" уже много лет, они регулярно судятся из-за маршрутов, процедур согласования, любую инициативу компании Минтранс, по сути, блокирует, а те идут в суд. Причем суды чаще встают на сторону компании Хакимовой", - рассказывает сопредседатель межрегиональной общественной организации "Город и транспорт" Антон Буслов. По его словам, "спор идет за монопольный захват рынка". "Со стороны Минтранса были и попытки экономического давления. Например, последний тариф за километр не позволяет частному перевозчику оставаться рентабельным, а у областного есть поддержка со стороны правительства, и такой тариф он вполне может себе позволить", - рассказывает господин Буслов. По оценкам эксперта, резкий уход "АВиАС" с рынка перевозок спровоцирует транспортный коллапс: областной перевозчик при его текущем парке не сможет обеспечить ту же регулярность и частоту перевозок, "и в "АВиАСе" это понимают".