"Российский фактор" в Армении: кому выгодны внеочередные выборы?

Москва, 4 августа 2011, 00:27 — REGNUM  Тот факт, что внутриполитические процессы в Армении всегда в значительной степени зависели и зависят от ситуации в России, никогда и ни для кого не был секретом. Сегодня это обстоятельство стало еще более актуальным уже хотя бы потому, что до 70 процентов армянской экономики контролируется российской стороной, которая, к тому же, практически стопроцентно контролирует такие ключевые сферы, как транспорт, связь и энергетика. Еще один важнейший фактор - военно-стратегический союз Еревана с Москвой, гарантирующий национальную безопасность той части армянского этноса, которая сосредоточена в Армении. В определенной степени это относится и к армянам Карабаха.

В этих условиях все политические силы республики очень внимательно отслеживают российские коллизии, подстраивая под них тактику своих действий. После того, как в Москве в последнее время вновь активизировались слухи о возможном возвращении на пост президента Владимира Путина, местные наблюдатели отметили отчетливое возрастание активности партии "Процветающая Армения" (ПА), которая, хотя и является частью коалиции власти, однако, как принято считать, находится под влиянием второго президента Роберта Кочаряна, при прямом участии которого и была создана в 2005 году, и зачастую склонна к ведению "собственной игры". Кроме того, активизировался и экс-министр иностранных дел республики, руководитель фонда "Сивилитас" Вардан Осканян, также считающийся деятелем, весьма близким к экс-президенту Кочаряну. Все это дает основания для предположений, что Роберт Кочарян не исключает возможности возвращения к власти в Армении при поддержке "путинского крыла" российской политической элиты, хотя сам никаких заявлений по этому поводу доселе не делал. Тем не менее, такая вероятность местными аналитиками не исключается.

В первую очередь, это связано с тем, что ни самого Кочаряна, ни его единомышленников в Москве не могут устроить планы действующего руководства Кремля по разрешению карабахского конфликта. Как известно, в комментарии президента РФ Дмитрия Медведева спецномеру журнала "The Business Year" - "The Business Year-Azerbaijan 2011", в этом контексте сказано, в частности, что Россия "будет серьезно придерживаться своих обязательств и предпримет соответствующие шаги, чтобы способствовать достижению необходимого результата".

Напомним, что результатом, помимо прочего, должно стать согласие армянской стороны на отвод войск из районов вокруг Карабаха в обмен на деблокаду всех границ в регионе. Хотя действующая власть, насколько можно судить, с этим в целом согласна, такое развитие событий не устраивает многие силы как в России, так и в Армении, не говоря уже о самом Карабахе. Во-первых, существуют опасения, что это понизит существующий уровень безопасности карабахских армян. Во-вторых, открытие границы Армении с Турцией способно создать условия к тому, что в перспективе российское влияние в Армении может начать ослабевать. Наконец, это сильно ударит по интересам монополистов-импортеров, бизнес-структуры которых были созданы именно при Роберте Кочаряне для функционирования как раз в условиях "полублокадной экономики". И любые изменения грозят этим крупным и влиятельным предпринимателям большими неприятностями.

Таким образом, политика армянских властей в вопросе карабахского урегулирования имеет отнюдь не только чисто "идейно-патриотическую" оппозицию. Если к этому добавить, что в случае возвращения Роберта Кочаряна незамедлительно и коренным образом будет пересмотрен весь "кадровый расклад", то именно второй президент становится самой опасной для властей фигурой. А поскольку все это никак не устраивает и Армянский национальный Конгресс (АНК) в лице его руководителя, первого президента республики Левона Тер-Петросяна, считающего Кочаряна "ястребом", который вел страну по пути углубления конфронтации с соседями, уже очевидно, что ведущийся диалог власть-АНК не в последнюю очередь имеет целью заблокировать возможные амбиции второго президента. Этой же задаче служит, видимо, и то, что, как уже сообщалось со ссылкой на ереванскую газету "Жаманак", в последние два месяца Служба национальной безопасности республики (СНБ) стала "отслеживать" не деятельность и передвижения лидеров АНК, а сосредоточила свое внимание на Роберте Кочаряне и его окружении.

Предполагается, что "нейтрализовать" Кочаряна можно, согласившись с требованием АНК о проведении досрочных выборов, причем считается, что речь должна идти о парламентских выборах. Местная газета "Грапарак" ("Площадь") со ссылкой на "источники во власти" даже опубликовала возможный сценарий перемен. Якобы уже осенью президент Серж Саргсян может распустить парламент и объявить новые выборы в Национальное собрание. Таким образом, требование АНК будет выполнено, а поскольку вслед за этим будет сформировано и новое правительство, Конгресс может получить в нем ряд портфелей, что коренным образом изменит внутриполитический ландшафт. Такой союз между правящей Республиканской партией Армении (РПА) и АНК укрепит позиции действующего президента. Что касается называемых сроков, то они не случайны: по сведениям газеты, именно осенью "на политическую сцену должна выступить формируемая ныне Робертом Кочаряном новая политическая сила", причем, как считает экс-кандидат в президенты Арман Меликян, "формируемая при содействии России". Но, как бы ни были велики потенциальные возможности этой гипотетической силы, которая, якобы, сейчас активно пополняется за счет многих функционеров РПА, недовольных своим положением во властной пирамиде, она не успеет принять участия в досрочных выборах.

Ни власть, ни Конгресс такого рода версии прямо не комментируют. Но косвенные признаки свидетельствуют, что вопрос находится в центре ведущегося диалога. Так, по словам участника делегации власти на переговорах с АНК, депутата от РПА Гагика Минасяна, "обсуждение предложения Конгресса о внеочередных выборах может привести к достаточно интересным развязкам, в том числе - и для АНК". В свою очередь, видные функционеры Конгресса прямо намекают, что не рассматривают внеочередные выборы в качестве инструмента для отстранения от власти республиканцев и президента Саргсяна, да и в целом всерьез такая задача не ставится. Как заявил в этой связи руководитель делегации АНК на переговорах Левон Зурабян, "власть должна отдать вопрос своей легитимности на суд народа". Аналогично высказался и другой видный представитель Конгресса, редактор оппозиционной газеты "Айкакан жманак" ("Армянское время") Никол Пашинян. По его словам, АНК ведет "не столько политическую, сколько гражданскую борьбу". И целью этой борьбы является "не победа на выборах, а чтобы победил тот, кого изберет народ. Если в Армении произойдут свободные и честные выборы и по их итогам победу одержат соперники, это для нас будет победой".

Вопрос, однако, в том, что даже новый состав парламента и правительства совершенно не гарантирует прочность позиций действующего президента ни внутри страны, ни тем более на международной арене. Не секрет, что тяжелые события 1 марта 2008 года, последовавшие за объявлением официальных итогов президентских выборов, в заметной степени поколебали его легитимность в глазах международного сообщества. В этом смысле объявленная весной амнистия "политзаключенных" (активистов оппозиции, обвиненных в участии в массовых беспорядках) и перевод конфронтации в русло "цивилизованного диалога" с АНК полностью исправить ситуацию не могут. Единственный выход - "чистая" победа на новых президентских выборах, такая победа, которая будет признана и международными наблюдателями, и оппозицией. Поэтому более логичным и рациональным шагом видится объявление именно внеочередных президентских выборов. АНК, насколько можно понять, готов признать их результаты, а это во многом сформирует и подход наблюдателей. Кроме того, как известно, сам Левон Тер-Петросян не собирается выставлять свою кандидатуру, если в выборах не будет участвовать Роберт Кочарян. И чем раньше произойдут такие выборы, тем больше шансов, что Кочарян в них участия не примет, поскольку ситуация в России продолжает оставаться неоднозначной. В таких условиях Серж Саргсян достаточно легко и - что самое главное - вполне честно победит всех остальных претендентов на пост главы государства, поскольку политиков, способных составить ему серьезную конкуренцию, помимо Кочаряна и Тер-Петросяна, нет. Это будет означать, что Тер-Петросян, политическая партия которого пользуется широким патронажем США, окончательно минимизирует исходящую со стороны Роберта Кочаряна "опасность". По сути, это превратило бы первого президента в "делателя королей" - со всеми вытекающими отсюда возможностями в обозримой перспективе влиять как на политическую жизнь страны, так и на решение важных кадровых вопросов.

Не случайно, Тер-Петросян явно торопит Сержа Саргсяна с принятием решения. Выступая на последнем митинге АНК 2 августа, он заявил, что не сомневается: "в сентябре-октябре в вопросе преодоления политического кризиса в Армении произойдет серьезный перелом или окончательная конкретизация (дальнейших действий Конгресса - ред).

Ануш Левонян - политический комментатор (Ереван)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.