Все возвращается на круги своя. Этот образ невольно приходит в голову, когда наблюдаешь за внешней политикой Украины. На протяжении последних 20-ти лет регулярно раздаются обещания изменить внешнеполитический курс в соответствии с настроениями украинского общества. В. Ющенко, опиравшийся на поддержку избирателей западных областей, был единственным постсоветским руководителем Украины, который во время своей избирательной кампании не спекулировал на статусе русского языка и экономической интеграции с Россией. Однако и его нельзя похвалить за честность. Он, несомненно, проиграл бы с треском президентские выборы, если бы откровенно признался, что собирается не только заниматься интеграцией Украины в Евросоюз, а будет проводить демонстративно антироссийскую политику, направленную на формирование и разжигание конфликта между Украиной и Россией.

Внешнеполитический курс В. Ющенко принес много зла народу нашей страны. Он расколол украинское общество, заставил значительную его часть стремиться к выходу из восточно-славянского пространства, не задумываясь о неизбежных катастрофических последствиях подобного шага. Конфликт, пусть даже искусственный, подрывает взаимное доверие, препятствует взаимопониманию, мешает осознанию общих интересов. К огромному сожалению, В. Ющенко сумел добиться много негативного и пагубного в относительно короткий срок.

Но скрытое продолжение внешней политики В. Ющенко, сопровождающееся рассуждениями о дружбе и стратегических отношениях, может оказаться еще опаснее. Нужно ясно понимать, что цели украинской олигархии остаются неизменными, независимо от того, кто находится у власти - Ющенко, Янукович или кто-то другой. Олигархические группировки, захватившие в результате капиталистических реформ экономическое и политическое господство в нашей стране, хотят сохранить за собой нишу поставщиков промышленного и сельскохозяйственного сырья, получив доступ к финансовым ресурсам европейских и американских банков и финансовых корпораций. А это, конечно же, невозможно без соответствующей санкции политического руководства США и ЕС. Не стоит забывать и о том, что украинская олигархия и ее ставленники во власти грубо нарушают закон, насаждают коррупцию, участвуют в сомнительных сделках. А потому представители украинского правящего класса в любой момент могут стать объектом преследования со стороны правоохранительных органов США и стран ЕС и в результате утратить свободу или потерять возможность пользоваться припрятанными в западных банках деньгами и приобретенной за рубежом собственностью.

Безусловно, правящая верхушка Украины также чрезвычайно боится социального взрыва, а еще сильнее - организованного выступления масс под социалистическими лозунгами. Поэтому она неизменно идет на уступки, когда видит, что недовольство ее политикой может привести к появлению массового социального протеста. Этим можно было бы воспользоваться, заставив В. Януковича, которого крупнейшие украинские олигархические группировки поставили во главе государства вместо резко утратившего популярность русофоба В. Ющенко, взять на себя твердые обязательства по реализации важнейших геополитических, социальных и языковых требований подавляющего большинства народа Украины. А для того чтобы добиться выполнения предвыборных обещаний нужно было сформировать широкое социальное движение, способное давить на власть "снизу". Однако КПУ, в силу исторических причин захватившая лидерство в левом движении Украины, в силу предательской позиции высшей партийной бюрократии сознательно, исходя из меркантильных интересов, отказалась воспользоваться появившимися возможностями. В результате внешняя политика и социально-экономический курс В. Януковича и его окружения быстро вернулись к принципам, заложенным при Ющенко. Требования и чаяния украинского общества, на которых построил свою предвыборную программу В. Янукович, добиваясь власти, были цинично проигнорированы. И прямую ответственность за это несет Симоненко и компания, предавшая ради собственного благополучия идеалы социализма и сторонников Компартии.

Почему же закамулифрованный антироссийский курс Януковича представляется более опасным, чем внешняя политика Ющенко, открыто направленная на превращение Украины в периферию евро-атлантического мира?

Нынешняя украинская власть стремится заставить общество поверить в то, что восстановление единого экономического пространства Украины и других восточнославянских стран противоречит украинским национальным интересам, а возвращение к отношениям стратегического партнерства с Россией - принципиально невозможно. При Ющенко речь шла исключительно о позиции правящей верхушки, которая всячески пыталась представить дело так, будто против партнерских отношений с Россией выступает само украинское общество. К несчастью, есть все основания опасаться того, что подобная тактика окажется более эффективной, чем политика Ющенко, и противоречия между Украиной и другими государствами восточнославянского пространства в ближайшие годы резко усилятся.

В результате курс правящей верхушки на превращение Украины в периферию евро-атлантического мира и плацдарм для геополитической экспансии США станет безальтернативным. Борьба против него для большинства украинских граждан утратит всякий смысл, поскольку будет дискредитировано главное геополитическое требование украинского общества, видящего естественную альтернативу евро-аталантическим устремлениям олигархии в экономической интеграции и внешнеполитическом союзе с Россией.

Нужно сказать, что для того, чтобы продемонстрировать якобы принципиальное несовпадение украинских и российских интересов, избран исключительно благоприятный момент. В период глобального экономического спада (а в ближайшее время он будет только усиливаться) все страны думают, прежде всего, о защите собственной экономики. С этой целью Беларусь, Казахстан и Россия решили объединить усилия (первые шаги в этом направлении были сделаны еще до начала мирового кризиса) и создать Единое экономическое пространство, позволяющее сформировать устойчивый внутренний спрос на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, выпускаемую в этих странах. Естественно, подобный объединительный проект имеет смысл только в том случае, если в рамках единого экономического пространства будут созданы наиболее благоприятные условия для промышленных и сельскохозяйственных предприятий вошедших в него стран. Поэтому формирование ЕЭП потребовало создания Таможенного союза.

С точки зрения национальных интересов вступление Украины в ЕЭП и присоединение к Таможенному союзу было бы совершенно естественным шагом. Украинское общество хорошо помнит, что Виктор Янукович во время избирательной кампании взял на себя соответствующие обязательства. Но для украинской олигархии это стало бы тяжелым ударом. Во-первых, она опасается конкуренции со стороны экономических кругов, обладающих большими финансовыми ресурсами. Свое противостояние с российскими корпорациями украинские олигархические кланы выдают чуть ли не за спасение украинской экономики. В действительности, это борьба исключительно за собственность и финансовые потоки, от исхода которой не зависят ни экономическое положение Украины, ни благосостояние украинского общества. Во-вторых, украинские олигархические группировки желают напрямую договариваться с западноевропейскими и американским корпорациями, руководствуясь только собственными потребностями и интересами. А после вступления в Таможенный Союз это стало бы невозможно. В-третьих, восстановление производственной кооперации со странами восточнославянского пространства способствовало бы возрождению высокотехнологичных отраслей украинской промышленности, прежде всего машиностроения. Но для украинских олигархических группировок это означало бы только возможное ограничение экспорта промышленного сырья ради удовлетворения внутренних потребностей и неизбежное повышение стоимости рабочей силы. В развитии современных отраслей производства украинская олигархия не заинтересована, а потому для нее одна из важнейших целей ЕЭП - создание Таможенного союза - лишена какого бы то ни было смысла.

При этом все понимают, что российский рынок представляет огромную важность для украинских промышленных и сельскохозяйственных предприятий, как для входящих в олигархические структуры, так и относящихся к среднему бизнесу. Поэтому украинское государственное руководство потребовало особых условий торговли со странами Таможенного союза. Это требование принципиально невыполнимо, поскольку оно противоречит основополагающим принципам Таможенного союза, и украинская правящая верхушка хорошо это понимает. Выдвигая подобные условия, украинская власть решает сразу две задачи: демонстрирует украинскому обществу, что экономические интересы Украины и России противоречат друг другу, и шантажирует Россию возможным охлаждением отношений, вынуждая идти на конфликт ради сохранения Таможенного союза.

Об этом практически открыто заявил на днях влиятельный политолог Владимир Фесенко, возглавляющий Центр прикладных политических исследований "Пента". По его словам, сегодня в отношениях между Россией и Украиной наметилось "охлаждение, грозящее перерасти в кризис". Очевидно, что украинская власть не просто намеренно раздувает экономический конфликт, отказываясь присоединиться к Таможенному союзу, требуя для себя особых льгот и привилегий, но и стремится перевести противоречия в политическую плоскость. В качестве своеобразного ответа на создание Таможененого союза, украинское государственное руководство демонстративно активизировало отношения с Северо-атлантическим альянсом. Российская власть рассматривает НАТО как военный блок, враждебный интересам России. Поэтому любое сближение Украины с НАТО воспринимается в Москве крайне болезненно. Понятно, что никакой военной необходимости в таком сближении нет, оно имеет политический характер. Подчеркивая свое стремление к сотрудничеству с НАТО, В. Янукович и его окружение провоцируют внешнеполитический конфликт с Россией.

Показательно, что в отличие от времен Ющенко демонстративное сближение Украины с НАТО происходит незаметно для общества. О нем, конечно же, хорошо знают эксперты и политики, но оно не афишируется и не рекламируется. Сотрудничество с НАТО теперь нужно правящей группировке не для раскола украинского общества, а для создания почвы для столкновения с Россией, которое должно стать неожиданностью для большинства украинских граждан. Они должны поверить в то, что ни союзнические, ни партнерские отношения с Россией принципиально невозможны. Для этого вновь используется миф о том, что для Украины первоочередную важность представляет европейский рынок, а потому экономическая интеграция с ЕС должна якобы стать второстепенной задачей украинской внешней политики. Статистические данные, правда, противоречат этому утверждению. Сегодня во внешнеторговом обороте Украины доля стран ЕС составляет около 25%, а стран Таможенного союза - около 33%. Причем после вхождения в Единое экономическое пространство экспорт промышленной продукции в Россию, Казахстан и Беларусь возрастет, что будет способствовать восстановлению украинской промышленности. ЕС мы практически ничего, кроме промышленного сырья, предложить не можем. Спрос на него по мере углубления глобального экономического спада будет только снижаться. Кроме того, существует опасность, что территория Украины будет использоваться европейскими корпорациями для производства растительного сырья для биотоплива. В результате будет уничтожен плодородный слой почвы, а продовольственная безопасность нашей страны окажется под угрозой.

Было бы ошибкой считать, что, вернувшись к внешнеполитическим принципам времен Ющенко, украинская олигархия пытается решить тактические задачи. Есть все основания полагать, что это часть единой стратегии, направленной на то, чтобы окончательно вывести Украину из восточнославянского пространства, отделить ее от восточнославянских государств и в области экономики, и в сфере культуры. Именно этим объясняется все усиливающееся давление на Крым, который не только утратил на практике все свои Конституционные полномочия, но и рискует потерять право открыто заявлять собственную позицию. Правящая верхушка постепенно возвращается к линии Ющенко на вытеснение русского языка из общественной и государственной жизни. Общественные организации, занимавшие пророссийскую позицию, либо разгромлены, либо поставлены под контроль Партии регионов и вынуждены заниматься имитацией деятельности, дискредитируя идеи восточнославянского единства в глазах крымчан и украинского общества.

Слабость левых сил, до сих пор не оправившихся от предательства Симоненко, отсутствие сколько-нибудь влиятельных общественных организаций, готовых отстаивать идею экономической интеграции с Росией и другими восточнославянскими государствами, не позволяют рассчитывать на то, что нам удастся в короткий срок остановить разрушительный курс украинской власти. Между тем, времени в нашем распоряжении практически не осталось. Окончательный выход Украины из восточнославянского пространства может стать делом ближайшего периода. Поэтому КПРС присоединилась к декларации "Интернациональная Россия", призывающей дополнить программные документы Общероссийского народного фронта положениями о защите многонационального Русского мира, свободы и достоинства всех российских соотечественников. Позиция государственного руководства России представляет сегодня огромную важность. Она поможет развеять те мифы, которые использует правящая украинская верхушка для разжигания искусственного конфликта между Украиной и Россией. Она поможет пробудить украинское общество, которое, к сожалению, уже смирилось с тем, что данные ему обещания были в очередной раз растоптаны олигархией. Но нельзя допустить, чтобы народ Украины равнодушно следило за тем, как пришедшая к власти олигархическая группировка цинично предает национальные интересы.

Леонид Грач - народный депутат Украины, Председатель Совета Коммунистической партии рабочих и селян (КПРС)