На Ильин день в девяти храмах Казанской епархии, чьи престолы освящены в честь этого крайне почитаемого Православной церковью ветхозаветного пророка, прошли праздничные службы. Это не вызвало нареканий со стороны местного правящего архиерея, поскольку в свое время Русская православная церковь сумела породнить древний славянский языческий обычай почитания громовержца Перуна с библейской традицией. Чего не скажешь о других русских и славянских праздниках, таких как "Иван Купала" или даже проводимый в Татарстане фольклорный праздник "Каравон".

Православная церковь на протяжении многовековой истории старалась не бороться с народными праздниками, а интегрировать их, благодаря чему, например, в русской традиции сохранились празднование Масленицы перед Великим постом и обычай украшать лентами молодую березку на Троицу. В этом свете позиция архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия, публично высказанная им 24 мая во время концерта в честь Дня славянской письменности и культуры, организованного Казанской епархией, выглядит, мягко говоря, странно.

Выступая перед собравшимися, владыка заявил, что учрежденный в память Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия День славянской письменности и культуры - это и есть праздник, который следует отмечать православным. А вот славянские праздники "Каравон" (восстановленный благодаря усилиям Общества русской культуры Татарстана фольклорно-хоровой праздник села Русское Никольское, со временем получивший статус Всероссийского фестиваля и поддержку со стороны руководства республики) и "Иван Купала" как нечто чуждое христианскому духу праздновать не стоит. Чем вызвал, мягко говоря, недоумение у присутствовавших на мероприятии представителей русского, белорусского и украинского национально-культурных сообществ.

Еще большую реакцию присутствующих вызвало отсутствие на празднике русских фольклорных коллективов на фоне приглашенного грузинского танцевального ансамбля, который, несмотря на то, что грузины не имеют непосредственного отношения к славянской письменности и культуре, исполнил три номера подряд.

Подобная практика противопоставления церковной и народной традиций, ранее прекрасно уживавшихся друг с другом, приносит свои негативные плоды. Следует признать, что в Татарстане выросло поколение русской молодежи, которое, наблюдая абсолютную лояльность руководства Казанской епархии по отношению к политике, проводившейся в Татарстане все 20 лет "суверенных инициатив", возрождения ислама и татарского национального самосознания, все чаще уходит в неоязычество, "родноверие". И для этой молодежи славянские праздники, которые они отмечают массово и с большим энтузиазмом, давно заслонили православные.

"На государственном уровне русским, белорусам и украинцам то и дело говорят о том, что мы должны быть едины, но эти слова, к сожалению, до сих пор остаются словами, - поделился своим мнением с ИА REGNUM председатель Общественной организации белорусов Казани "Спадычна" ("Наследие") Сергей Маруденко. - В то же время на народном уровне существует событие, которое вновь делает всех нас братьями. Причем, насколько я понимаю, оно гораздо более древнее, чем все имеющие хождение на территории нашей страны религии. Как можно не оценить подобный народный порыв? РПЦ сейчас осуждает советский период, когда закрывались и разрушались храмы, почему же ее представители в Татарстане прибегают к аналогичным методам в отношении древних славянских праздников?".

"Если взять, положим, современное празднование дня Ивана Купалы, то становится понятно, что это отнюдь не возрождение языческих традиций, - полагает председатель Местной национально-культурной автономии украинцев Казани Владимир Любченко. - Теперь в христианском сознании этот праздник ассоциируется с Иоанном Крестителем. В таком виде его празднуют и в России, и в Белоруссии, и на Украине, и в Европе. Поэтому, неверно объявлять его вне закона, считать чуждым церкви и христианскому сознанию".

"Мне как православному человеку подобная позиция церковного иерарха кажется странной, - признается руководитель Казанского отделения Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов. - В наше время никто не наполняет древние обряды неким сакральным смыслом, чего так опасаются некоторые малообразованные представители духовенства. Наоборот, на волне тяги современного человека к своим корням подобные мероприятия становятся этапом к возвращению в лоно матери-церкви. Я понял это благодаря тому, что мне посчастливилось принять участие в праздниках различных, ныне православных народов России: русских, марийцев, удмуртов, мордвы, чувашей, кряшен. Поверьте, ни лично я, ни другие участники не почувствовали, что это как-то может навредить их православному самосознанию. Думаю, церкви нужно с большим пониманием и снисхождением относиться к подобным вещам, поскольку они составляют земную составляющую человека, которая как и небесная - духовная, изначально заложена в каждом из нас промыслом Божиим".

Складывается впечатление, что борьбой с народными праздниками руководство Казанской епархии пытается прикрыть несостоятельность собственной управленческой и духовно-миссионерской политики, а точнее отсутствие оной. Так, на сегодняшний день на примерно 1,5 млн русского православного "по умолчанию" населения республики приходится всего 221 храм. В то время как на 2 млн татар (далеко не все из них - мусульмане) - более 1300 мечетей.

Остаются без внимания церковного начальства и такие явно недружественные православию явления как Музей истории государственности татарского народа и Татарстана, размещенный в здании Дворцовой (Духосошественской) церкви Казанского кремля, нежелание восстанавливать колокольню Благовещенского собора в том же Кремле, установка музейных экспозиций в Успенской церкви Болгарского городища, отказ возвращать колокольню Богоявленского собора в центре Казани и т.д.

О возведении помпезного дворца Министерства сельского хозяйства Татарстана на фоне полуразрушенного комплекса построек Казанского Богородицкого монастыря, основанного на месте обретения чудотворной иконы Казанской Божией матери, ИА REGNUM уже сообщало. При этом архиепископ Анастасий по первому звонку из аппарата президента Татарстана спешит в Казанский кремль встречать высоких иностранных гостей, демонстрируя тем "межконфессиональную толерантность".