Спикер Верховного совета Приднестровской Молдавской Республики Анатолий Каминский 1 августа, отвечая в интервью "Российской газете" на вопрос о возможной "сдаче" Приднестровья, заявил: "Разговоры о том, что готовится какая-то "сдача" ПМР - провокационная ложь. Переговоры - это позитивный процесс и выход из международной изоляции. Можно всю жизнь сидеть, запершись в крепости, и кричать, что кругом враги, - а можно из крепости выйти, вести цивилизованный диалог с соседями, партнерами и союзниками и пытаться извлечь из этого процесса пользу для народа ПМР. В этом долг избранного народом политика. Мне думается, о "сдаче" говорят именно те, кто хотел бы ничего не менять. На самом деле волнует их не судьба Приднестровья, а судьба собственных привилегий. Чего скрывать - образовались целые бюрократические кланы, которые объедают республику. Открытая экономика, демократизация общества страшат их больше Молдавии".

"Партия "Обновление" приветствует усилия международных организаций, руководителей России, Германии (официально никогда не входившей и не входящей ни в один из форматов молдавско-приднестровского урегулирования, но ставшей, благодаря президенту РФ Дмитрию Медведеву, одним из активных его участников - ИА REGNUM), других стран по активизации процесса урегулирования, - продолжил Каминский. - Но согласитесь: никто за нас и без нас ничего не решит, ни о чем не договорится. Не надо перекладывать собственные проблемы на чужие плечи. Россия поможет, мы в этом уверены. Но решающее слово, обязанность сделать шаги друг другу навстречу - за сторонами конфликта, ПМР и Молдавией. И мы должны пройти свою часть пути".

"Но что делать, пока в Молдавии медлят? Как "выйти из крепости"?" - задает вопрос "Российская газета".

"Нельзя сказать, что ничего не происходит. Пусть медленно, но продвигается решение вопросов по грузовым железнодорожным перевозкам через Приднестровье. Следует активизировать контакты и по другим направлениям - телефонная связь обоих берегов Днестра, облегчение человеческих контактов. "Выйти из крепости" надо и в другом смысле. Нас обвиняли в отсутствии демократии, выборов - ну так покажем, как обстоит дело в реальности. Открытые свободные выборы президента в декабре 2011 года станут лучшим подтверждением того, что государственность ПМР не только состоялась, но и развивается", - отвечает Каминский.

Также в интервью "Российской газете" Анатолий Каминский заявил: "Если для решения наших внутренних проблем нужны внешнеполитические переговоры, мы обязаны их вести. С опорой на принципиальные позиции. Прежде всего - независимость. Этот выбор был сделан народом Приднестровья и подтвержден на референдуме 2006 года (17 сентября 2006 года в Приднестровской Молдавской Республике состоялся референдум, по итогам которого более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM). Мы идем к нашей цели - международному признанию республики - два десятилетия, и понятно, что путь будет долгим. Возможно, окончательные правовые формулировки сделаны будут не скоро. И можно оставить эту заботу тем, кто придет нам на смену. Но сколько бы времени ни занял этот процесс, сбиться с дороги нам не даст четкий ориентир - Россия. Мы с Россией, Россия с нами - это вторая принципиальная позиция. И третья - равенство переговаривающихся сторон, Приднестровья и Молдавии. Не бывает переговоров без шагов навстречу друг другу. Говорить с Приднестровьем с позиции силы бесполезно. И хотелось бы, чтобы к этому пониманию реальности как можно быстрее пришли в Республике Молдова. Но там до сих пор в силе закон 2005 года, отводящий Приднестровью районный статус в унитарном государстве (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM). На международных переговорах по формуле "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) мы - равные стороны конфликта, а начать общение напрямую не можем: молдавским партнерам их собственный закон мешает. Ну так отмените его, измените, прекратите действие! При той легкости, с которой в Кишиневе меняют свое выборное законодательство, странно видеть такую робость".

Западная редакция ИА REGNUM напоминает, что соседи ПМР, с которыми Каминский намерен вести "цивилизованный диалог, выйдя из крепости", - Молдавия и Украина (второй "гарант" молдавско-приднестровского урегулирования), при поддержке ЕС, с марта 2006 года, в нарушение ранее подписанных ими договоренностей осуществляют блокаду Приднестровья, снимать которую, вопреки постоянным обращениям Тирасполя, не намерены. Более того, глава молдавского МИД Юрий Лянкэ в июне 2011 года, накануне московской встречи в формате "5+2" пригрозил "подкорректировать" позицию ПМР при помощи внешних партнеров. Что касается решения вопросов возобновления железнодорожных перевозок через Приднестровье и телефонной связи между двумя берегами Днестра, которое, по словам Каминского, "пусть медленно, но продвигается", то все достигнутые на данный момент "результаты" носят преимущественно декларативный характер. По итогам прошлогодних неформальных встреч президента ПМР Игоря Смирнова и молдавского премьера Владимира Филата молдавская сторона так и не выполнила взятые на себя обязательства, и, кроме возобновления движения экономически нерентабельного пассажирского дизель-поезда Кишинев-Одесса через территорию ПМР, заявленные меры до сих пор так и не вступили в силу. Неформальная встреча Смирнова и Филата 8 июля этого года также ни к каким изменениям не привела.

Соблюдать принцип юридического равноправия сторон и отказываться от упомянутого Каминским закона 2005 года, "отводящего Приднестровью районный статус в унитарном государстве" и принятого Молдавией в одностороннем порядке, Кишинев не намерен, о чем свидетельствуют неоднократные заявления его официальных лиц вплоть до настоящего времени. Таким образом ни одно из законных требований официальных переговорщиков ПМР (к каковым Каминский не относится) не выполнено, и, исходя из заявляемых позиций стороны конфликта - Молдавии, гарантов и посредников, выполнено не будет. При этом 6 остальных участников формата "5+2" настаивают на официализации переговоров, а Анатолий Каминский, исходя из его интервью, готов на это согласиться.

Напомним также, что кандидатуру Каминского на предстоящих в декабре выборах президента ПМР официально поддерживает партия "Единая Россия", а группа депутатов-единороссов, активно лоббирующих Каминского, как раз и выступает за "сдачу" Приднестровья. Во всяком случае это следует из их заявлений о поддержке "европейского решения" молдавско-приднестровского конфликта в рамках "территориальной целостности" Молдавии. При этом один из главных лоббистов Каминского - Константин Косачев публично выступил против независимости Приднестровья. Отметим также, что за "территориальную целостность" Молдавии и некий "особый статус" (вероятно, тот самый, о котором упоминает в интервью "Российской газете" приднестровский спикер) Приднестровья официально выступают и МИД РФ, и президент России Дмитрий Медведев.

Таким образом, с одной стороны, Анатолий Каминский опровергает (и уже не первый раз) своих лоббистов в Москве, риторически заявляя, что "сдачи" Приднестровья не будет, а с другой - практически выражает готовность согласиться на переговоры в формате "5+2", которые на сегодняшний день ничего, кроме "сдачи" ПМР, и не подразумевают.