Одна из распространенных в Армении афер - отъем квартир. Делается это с помощью неприхотливой схемы: нуждающемуся в деньгах владельцу квартиры выдается сумма под проценты, а в качестве залога принимается недвижимость в виде оформления сделки купли-продажи. В результате, даже вернув сумму с процентами, граждане все равно не смогут получить обратно свою недвижимость. Этот бизнес крышуется со стороны влиятельных людей - высокопоставленных сотрудников госорганов Армении.

Именно в такой ситуации оказались Грант Арутюнян и его супруга Тагуи Геворгян, проживающие в однокомнатной квартире по адресу Эребуни 9 в Ереване. Племянник Гранта Арутюняна Гагик Арутюнян для основания собственного бизнеса уговорил дядю заложить по этой схеме квартиру. Оформив нотариальную сделку по купле-продаже квартиры с некоей Мариной Давтян, стороны сделки отправились в посредническую контору - ООО "Шерли-Руд" по адресу ул. Гарегина Нжде 17. Здесь Грант и Гагик Арутюняны получили обещанные 11 тысяч долларов. Точнее, с вычетом оплат посреднических услуг и процентов на руки им выдали 8800 долларов. В договоре купли-продажи фигурировала реальная стоимость квартиры - 8 млн. драмов (около 22 тысяч долларов). Но это не имеет значение, поскольку важна суть не юридического договора, а устной договоренности - когда вернете 11 тысяч долларов, квартира вновь будет переоформлена на ваше имя. То есть, недвижимость выступает в качестве залога, а не объекта приобретения.

Несколько месяцев племянник Гранта Арутюняна платил проценты, впоследствии выплачивал их с трудом, возникали конфликты. Когда же де-юре приобретатель квартиры потребовала освободить ее, ситуация стала уже нешуточной. Однако, в отличие от многих жертв подобных махинаций, Грант Арутюнян и Тагуи Геворгян стали бороться за свой кров. Так, на основе заявления пострадавших в Эребунийском отделе Полиции Еревана было возбуждено уголовное дело по факту ростовщичества. По ходу расследования племянник пострадавшего предоставил большую часть позаимствованной суммы, однако противная сторона отказывается от 11 тысяч, утверждая, что Арутюнянам была выплачена вся сумма, указанная в договоре. "Приобретатель" квартиры Арутюняна - Марина Давтян отказывается от этой суммы, требуя лишь "свою квартиру".

"Ведущий это дело следователь Эребунийского отдела Полиции Айк Делеян искусственно затягивает завершение следствия. Мой племянник дал признательные показания, у нас сохранились записи переговоров с Мариной Давтян. Доказательная база - достаточная. А следователь все настаивает на изменении статуса дела - с уголовного на гражданское. В этом случае непонятно - что будет расследовать следствие, если факт ростовщичества "выпадет" из дела. Спустить дело на тормозах намеревается и прокуратура административных округов Эребуни и Нубарашена Еревана в лице его главы, прокурора Овика Сукиасяна. Недаром утверждают, что за "Шерли-Рудом" и ее директором Рузанной Адамян стоят влиятельные лица. На протяжении всего дела чувствуется невидимая рука, направляющая все процессы в одно русло", - отмечает ИА REGNUM Грант Арутюнян.

Адвокаты указывают, что за ростовщичество мало кто приговаривается судом к заключению - в основном подпадают под амнистию еще в ходе следствия, но потом все равно отсуживают приобретенную в результате махинации недвижимость. Получается парадоксальная ситуация, когда лицо принимает свою вину и признает свои действия, подпадающие под статью 213 УК Армении (ростовщичество), но тем не менее "осужденные", как правило, вступают в право владения недвижимости. В практике армянских адвокатов еще не встречались случаи вступивших в действие приговоров за ростовщичество.

Статья 213. Ростовщичество 1. Ростовщичество, то есть получение процентов за выданные в ссуду деньги или имущество, определяемое родовым признаком, в размере, превышающем двукратную учетную ставку банковского процента, установленную Центральным банком Республики Армения, а также совершение иной сделки с лицом на крайне невыгодных для него условиях, от которой другая сторона получила выгоду, - наказывается штрафом в размере от трехсоткратного до пятисоткратного размера минимальной заработной платы либо лишением свободы на срок не свыше двух лет. 2. То же деяние: 1) вследствие которого потерпевший попал в тяжелое материальное положение; 2) совершенное в виде ремесла; 3) совершенное с использованием несовершеннолетия или недостатков умственного развития потерпевшего, - наказывается штрафом в размере от четырехсоткратного до шестисоткратного размера минимальной заработной платы либо лишением свободы на срок не свыше четырех лет.

В деяниях Марины Давтян, которую ее соседи в Эребунийском районе Еревана знают, как многолетнюю ростовщицу, все признаки второй части 213-й статьи УК РА. Хотя если ее вина и будет доказана, то лишь по первой части статьи (нет доказательств ростовщичества в виде ремесла, а потерпевший не попал в тяжелое материальное положение). В этом случае она может быть амнистирована до судебного разбирательства. Учитывая практику, так оно и будет. Племяннику потерпевшего - Гагику Арутюняну грозит 183 статья УК РА (мошенничество).

Здесь необходимо отметить и деятельность шарашкиной конторы "Шерли-Руд". Подобные организации, прикрываясь вывеской агентства по недвижимости и предоставляющие посреднические услуги фирмы, лишь служат связующим звеном для ростовщиков и потенциальных клиентов. Причем, в качестве потенциальных клиентов выбираются именно те граждане, которые с большей долей вероятности не смогут вернуть взятые под проценты деньги. Зарабатывая на этом неплохие деньги, эти организации полностью снимают с себя всяческую ответственность за сделки, подсовывая клиентам на подпись договора.

По подобным схемам сотни семей в Армении ежегодно остаются без крыши над головой. Многие идут на подобные сделки, осознавая, что рискуют потерять последнее. В одном случае, граждане идут на это от безысходности, в другом - по наивности, доверяя родственникам и знакомым. В любом случае, ростовщичество в Армении процветает с попустительства правоохранительных органов и судебных инстанций.

Рубен Грдзелян