В Польше проходит пресс-конференция комиссии по расследованию авиационный происшествий на которой представлен отчет о причинах катастрофы польского правительственного самолета Ту-154М 10 апреля 2010 года под Смоленском.

В отчете был замечен ряд недостатков в работе диспетчеров, неправильные команды давал диспетчер, самолет был исправен до момента столкновения с землей. Среди факторов, повлиявших на авиационное происшествие - отсутствие контроля высоты с помощью барометрического высотомера при выполнении неточного захода; отсутствие реакции экипажа на предупреждение типа "PULL UP", выдаваемое TAWS; попытка ухода на второй круг с использованием режима работы АБСУ - автоматический "уход"; передача экипажу руководителем зоны посадки информации о правильном положении самолёта по отношению к торцу ВПП, курсу и глиссаде, что могло укреплять экипаж в мнении о корректном выполнении захода на посадку, в ситуации, когда фактически самолёт находился за пределами зоны допустимых отклонений; неинформирование экипажа руководителем зоны посадки о снижении ниже глиссады и опоздавшая команда по переводу самолета в горизонтальный полет; ненадлежащая лётная подготовка экипажей на самолётах Tу-154M в 36 СПТА.

Причиной происшествия в отчете называется снижение самолёта ниже минимальной высоты снижения при чрезмерной скорости снижения, в метеорологических условиях, не позволяющих визуальный контакт с землёй и опоздавшее начало процедуры ухода на второй круг. Это привело к столкновению с наземным препятствием, отрыву фрагмента левого крыла вместе с элероном и как следствие - потере управляемости самолета и столкновению с землёй.

Текст отчета опубликован здесь: http://mswia.datacenter-poland.pl/FinalReportTu-154MRussian.pdf

В отчёте говорится также о состоянии аэропорта "Смоленск-Северный". "Схемы захода на посадку на аэродроме "Смоленск-Северный", несмотря на многочисленные недостатки, позволяли безопасно выполнить заход и посадку на ВПП 26. Состояние светосигнальной системы не соответствовало техническим требованиям, предъявляемым к визуальному навигационному оборудованию. Примыкающая к порогу ВПП 26 часть полосы воздушных подходов поросла деревьями, высота которых превышала допустимое значение для наземных препятствий в этом районе: a) закрывала элементы световой навигационной системы в условиях ограниченной видимости, затрудняла экипажам воздушных судов визуальную ориентацию, а ГУП на БСКП - наблюдение самолётов на подходе к ВПП 26; b) генерировала большое количество постоянного эха (отражений от наземных препятствий), что могло ограничивать использование посадочного радиолокатора (ПРЛ), особенно в конечной фазе захода на посадку; c) представляла серьёзную угрозу для воздушных судов, подходящих к торцу ВПП 26 в случае отклонений от заданной глиссады, особенно в условиях ограниченной видимости и ночью. Аэродром "Смоленск-Северный" не был готов к приёму воздушных судов, с обеспечением безопасности выполнения воздушных операций", - говорится в отчете.

В отчете говорится о недостаточной подготовке экипажа к полетам. Говорится также о том, что на самолете не было российского лидера (штурмана), от которого руководство 36 спецполка отказалось, мотивируя это владением русским языком. В документе говорится, что российская сторона утвердила это решение, хотя это было не в соответствии с правилами, действующими в России. Тем не менее, эксперты комиссии, которые подготовили отчет, отмечают, что уровень подготовки экипажа к полету не соответствовал уровню полета. Вместе с неэффективным надзором за авиационной подготовкой, это вызывало угрозу безопасности выполняемых воздушных операций.