Директор Приднестровского научно-исследовательского института стратегического анализа и прогнозирования Илья Галинский прокомментировал 26 июля для ИА REGNUM ужесточение Молдавией въезда на территорию страны для иностранцев, в том числе граждан России, а также решение о прекращении выдачи посольством РФ российского гражданства в Тирасполе:

В самое последнее время в России на самых высоких этажах власти вроде бы вновь озабочено заговорили о необходимости проведения более эффективной политики защиты прав соотечественников, оказавшихся не по своей воле за пределами российского государства. Это вызвало особое понимание и одобрение у приднестровцев - жителей Приднестровской Молдавской Республики, которые практически все являются российскими соотечественниками, а 160 тысяч из них уже стали полноценными гражданами Российской Федерации. Желающих же получить российское гражданство значительно больше. Учитывая эту реальность, несколько лет назад посольство РФ в Республике Молдова смогло организовать в столице ПМР городе Тирасполе выездной консульский пункт (раз в неделю) для приема заявлений от желающих и проверки всех необходимых для получения гражданства документов, с последующей выдачей российских паспортов здесь же, в Тирасполе.

И вдруг, как снег на голову, приднестровцам "свалилось" неожиданное и неприятное известие из посольства РФ, приведшее их в состояние недоумения и разочарования. Консульский пункт в Тирасполе ликвидируется. Отныне, ускоренная процедура принятия российского гражданства для приднестровцев отменяется, более того, для его получения теперь надо будет выезжать в Кишинев, что сопряжено с многочисленными трудностями и препонами.

Трудно понять логику и аргументацию посольских руководителей (а может быть и руководителей МИД РФ) принявших такое ущербное для населения Приднестровья решение. Причем, данное решение, и на это обратили внимание приднестровские аналитики и эксперты, принимается в период интенсивного подталкивания МИДом Российской Федерации высших руководителей Приднестровья к возобновлению переговорного молдавско-приднестровского процесса, с последующем включением Приднестровья в состав молдавского государства. Может быть именно этими соображениями (мол, рано или поздно, мы (Россия) все-таки сможем "объединить" Республику Молдова и Приднестровье в одно государство) руководствовались наделенные полномочиями мидовские работники, принимая такое непопулярное решение.

21 год жизни приднестровского государства убедительно и наглядно продемонстрировали всем и вся, кто хочет это увидеть и понять, что насильственное объединение этих двух (Приднестровья и Республики Молдова), совершенно разных по ментальности и геополитической сущности, государств лишь приведет к новой трагедии, изувеченным судьбам множества простых людей, а может быть, к вновь пролитой крови.

РМ уже дано избрала свой собственный путь геополитического развития с ориентацией на Запад, на Евросоюз, на США, последовательно и неумолимо движется к своей заветной цели - членству в ЕС и НАТО (как бы официально от этого ни открещивалась). Неужели этого не видно из высоких кабинетов МИДа России и не менее высоких кабинетов посольства РФ в Кишиневе? Подтверждением этой европейской, к сожалению, не российской, стратегии Кишинева может служить и принятый парламентом РМ в первом чтении закон о госгранице, который резко ужесточает въезд иностранцев в страну, в том числе и граждан России. А так как у 160 тысяч приднестровцев на руках российские заграничные паспорта, в первую очередь этот новый закон в полной мере коснется именно их. Уже сегодня молдавские пограничники часто придираются к приднестровцам-обладателям российского гражданства в связи с отсутствием у них официальной регистрации в Республике Молдова, а что будет с принятием этого закона и загадывать страшно.

Представителями Республики Молдова уже официально заявлено, что по новому закону иностранным гражданам (гражданам РФ), скажем, прилетающим из Москвы в Кишинев, надо будет доказать пограничникам цель приезда, предъявить им официальное приглашение от организации или частного лица, программу деловой поездки, обратный билет и многое другое. А так как ПМР официально Республикой Молдова не признана, это будет означать, что все приглашенные приднестровской стороной (например, приглашенный Приднестровским государственным университетом им. Т.Г. Шевченко председатель Государственной экзаменационной комиссии из московского вуза) могут быть признаны персонами нон-грата на территории РМ.

Это всего лишь только один маленький штрих к проводимой молдавскими официальными властями политике по единению с Евросоюзом и НАТО (несмотря на то, что по Конституции РМ является нейтральным государством). Вторым демонстрационным штрихом можно назвать сегодняшнее участие молдавских военнослужащих в учениях сил НАТО на территории Львовской области Украины, вместе с вооруженными силами стран НАТО. И таких штрихов - не счесть.

На фоне всех этих, явно не пророссийских, а скорее недружественных по отношению к России, действий, трудно понять логику поведения официальных российских лиц на приднестровском направлении, которые должны защищать российские национальные интересы в этом регионе земного шара, защищать интересы российских соотечественников и 160 тысяч российских граждан, проживающих в Приднестровье.