"Блокады Приднестровья не существует": МИД Молдавии одернул МИД РФ

Москва, 22 июля 2011, 22:32 — REGNUM  Министерство иностранных дел и европейской интеграции Молдавии 22 июля выступило с комментарием относительно прозвучавших накануне на брифинге в Москве заявлений официального представителя МИД Российской Федерации Александра Лукашевича. В тексте комментария, распространенного пресс-службой МИД Молдавии, отмечается, что молдавское внешнеполитическое ведомство "считает необходимым сделать уточнения относительно участия экономических агентов приднестровского региона во внешнеэкономической деятельности", передает корреспондент ИА REGNUM.

"Молдавская сторона не может согласиться с некоторыми оценками, изложенными в комментарии МИД Российской Федерации, - отмечается в документе. - Напоминаем, что цель совместного решения Республики Молдова и Украины о введении на границе двух государств нового таможенного режима состояла не в создании так называемой "блокады" или в "распространении в одностороннем порядке юрисдикции Молдавии в экономических вопросах" на этот регион. Преследовалась цель привести экспортно-импортные операции в соответствие с международными стандартами. Чтобы исключить отрицательное воздействие на экономических агентов левобережья Днестра, в 2006 году был введен таможенный режим, который предусматривал упрощение процедуры регистрации компаний, механизм возмещения взимаемых налогов, а также возможность напрямую пользоваться торговыми преференциями, предоставленными Республике Молдова ЕС и СНГ".

По данным МИД Молдавии, в настоящее время более 700 предприятий Приднестровья зарегистрировались в Регистрационной палате РМ. "Статистические данные подтверждают, что их торговые отношения с внешними партнерами развиваются, и препятствий со стороны молдавских властей нет. Экономические агенты приднестровского региона освобождены от каких-либо выплат в национальный бюджет, за исключением расходов, связанных с таможенным оформлением и сертификатами происхождения. Молдавские власти заинтересованы в дальнейшем улучшении условий внешнеэкономической деятельности, в том числе компаний из приднестровского региона. Соответствующие предложения были направлены администрации Тирасполя. Рассчитываем на беспристрастное и конструктивное содействие продвижению процесса урегулирования со стороны международных партнеров", - отметили в МИД РМ.

Там также еще раз обратили внимание российской стороны на "необходимость использования в рамках процесса переговоров по урегулированию конфликта общепринятой терминологии в отношении представителей администрации приднестровского региона (в ходе брифинга 21 июля официальный представитель МИД России Александр Лукашевич назвал министра иностранных дел Приднестровья Владимира Ястребчака "министром иностранных дел Приднестровья", в то время как практика упоминания Москвой в отношении руководителей Приднестровской Молдавской Республики их фактических должностей вызывает регулярные протесты Кишинева - прим. ИА REGNUM)".

Как сообщало ИА REGNUM, 21 июля на брифинге в Москве официальный представитель МИД России Александр Лукашевич, отвечая на вопрос ИА REGNUM о том, как часто Россия как посредник и гарант урегулирования Приднестровского конфликта призывает Молдавию и Украину строго выполнять подписанный ими Московский меморандум от 8 мая 1997 года, по которому Приднестровье получило международно-признанное право на свободные внешние коммуникации и внешнеэкономическую деятельность, заявил: "Договоренность о режиме участия Приднестровья во внешнеэкономической деятельности определяется тем, что Молдавия в ходе переговоров с ВТО заявила о том, что вступает в организацию как единое экономическое пространство. При этом были сделаны ссылки на Московский меморандум об основах нормализации отношения между Молдавией и Приднестровьем от 8 мая 1997 года, а также на отдельные соглашения по таможенным вопросам. Отступление от выработанного тогда режима, оформленное в ряде законодательных актов Молдавии, и её договоренности с Украиной о соответствующих правилах контроля за прохождением приднестровской продукции через границу, которые были объявлены в конце 2005 года, действительно, на первом этапе носили жёсткий и по сути блокадный характер ограничителей". Лукашевич отметил, что принципиальная позиция, которую заняла Россия как посредник и гарант урегулирования по этим вопросам, "способствовала тому, что были исключены попытки распространить в одностороннем порядке юрисдикцию Молдавии на Приднестровье в экономических вопросах, в условиях неурегулированности политического кризиса". "В результате, несмотря на изменившийся режим таможенного контроля, приднестровские предприятия сохранили выход на внешние рынки и возможность участвовать в международной внешнеэкономической деятельности (но уже не в качестве приднестровских, как то определял Меморандум, а в качестве молдавских хозяйствующих субъектов - прим. ИА REGNUM). Дальнейшее урегулирование этого режима является предметом экспертных консультаций молдавской и приднестровской сторон в рамках выработки мер доверия, хотя заметного прогресса пока не отмечается", - заявил Лукашевич. Официальный представитель МИД отметил, что Россия будет способствовать выходу на нужные договоренности сторон, чтобы развязать эту проблему. "Решение вопросов восстановления полноценного железнодорожного сообщения через Приднестровье, ряда других конкретных задач, важно для населения обоих берегов Днестра", - отметил Лукашевич.

Справка ИА REGNUM: Результатом введенных 3 марта 2006 года Молдавией и Украиной при поддержке Европейского союза и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровской Молдавской Республики. По итогам состоявшихся 24 августа и 1 октября 2010 года на стадионе "Шериф" неформальных встреч молдавского премьера Владимира Филата и президента ПМР Игоря Смирнова стороны достигли ряда договоренностей, в частности, по частичному снятию введенной в период нахождения у власти в Молдавии коммунистов железнодорожной блокады Приднестровья и восстановлению прерванной так же в период правления Владимира Воронина телефонной связи между берегами Днестра. Однако молдавская сторона так и не выполнила взятые на себя обязательства, и, кроме возобновления движения пассажирского дизель-поезда Кишинев-Одесса через территорию ПМР, заявленные меры до сих пор так и не вступили в силу. 8 июля 2011 года Смирнов и Филат провели очередную неформальную встречу на Тираспольском стадионе "Шериф", где снова обсудили вопросы связанные с возобновлением грузовых железнодорожных перевозок и восстановлением телефонной связи между Приднестровьем и Республикой Молдова. Отмена блокадных мер, принятых в нарушение достигнутых ранее договоренностей, а также соблюдение юридического равноправия сторон конфликта в переговорном процессе, что тоже закреплено в подписанных сторонами и посредниками документах по урегулированию конфликта, - главные условия возобновления прерванных в 2006 году Кишиневом официальных переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели), выдвинутых ПМР.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.