Эксперт: Чтобы отбиваться от румын, Украинская церковь должна побороть в себе национализм

Москва, 21 июля 2011, 16:56 — REGNUM  "Румынская экспансия незаконна с канонической точки зрения: и Молдавия, и Одесская область входят в состав территории Московского патриархата, и открытие в этих регионах церквей, находящихся под другой юрисдикцией, в том числе, Румынской православной церкви - это нарушение всех норм отношений внутри православного мира", - заявил 20 июля в интервью корреспонденту ИА REGNUM украинский политолог и историк Алексей Иванов, комментируя инцидент на украинской границе, когда 16 июля украинские пограничники задержали группу румынских журналистов и представителей неправительственных организаций, направляющихся для участия в церемонии освящения церкви в украинском селе Камышовка, подчиняющейся "Бессарабской митрополии" - раскольнической, неканонической структуре, подчиняющейся Румынской патриархии, зарегистрированной в 2002 году коммунистическими властями Молдавии.

"Данные действия румын основаны вот на чем. Украина - православная страна, в которой действуют несколько церквей: Украинская Православная Церковь Московского патриархата, несколько раскольничьих группировок и униатская церковь. В то же время, православными на Украине являются представители ряда национальных меньшинств, в том числе, румыны. Сейчас в Киевской митрополии сильна тенденция к украинизации: разрешение вести богослужения на украинском языке, презентация Нового завета и богослужебных книг на украинском языке. До этого богослужения велись только на церковнославянском, который в какой-то мере понятен и русским, и болгарам, и румынам, до 19 века церковнославянский был официальным языком в Румынии (до второй половины 19 века Румынии вообще не существовало - прим. ИА REGNUM). А теперь, в связи с попытками украинизации православной церкви, у национальных меньшинств возникают определенные искушения: если у украинцев есть "своя" церковь, то почему бы ей не быть у румын? Определенные попытки к обособлению могут предпринять также болгары или греки, в местах своего компактного проживания", - продолжил политолог.

"Церковь должна побороть в себе ростки национализма для того, чтобы иметь аргументы отбиваться от тех же румын. В противном случае, канонические территориальные принципы будут восприниматься сомнительно, и УПЦ МП будет терять прихожан. Так, русские, в свою очередь, могут заговорить о реставрации Украинского экзархата, который просуществовал с 1921 по 1990 годы, когда не существовало Украинской православной церкви. Следует еще сказать, что украинский язык богослужений жителям юго-востока Украины понятен не больше, чем церковнославянский, однако, к последнему мы привыкли и воспринимаем его в качестве сакрального. В отличие от украинского. Я читал тексты богослужений на украинском и могу сказать, что русскоязычным населением они приняты не будут", - заявил Алексей Иванов.

Справка ИА REGNUM: После вхождения Бессарабии в состав Российской империи по Бухаресткому договору 1812 года в 1813 году была создана Кишиневская епархия Русской Православной Церкви, то есть до возникновения по решению Берлинского конгресса 1878 года независимого государства Румыния и до получения Румынской православной церковью автокефалии (самоуправления) от Константинополя в 1885 году. В 1918 году, после оккупации Румынией Бессарабии, Кишиневская епархия была в одностороннем порядке включена в состав Румынской православной церкви, по поводу чего патриарх Московский и всея Руси Тихон в октябре 1918 года выразил синоду Румынской православной церкви протест. В 1940 году, после вхождения Бессарабии в состав СССР Кишиневская епархия была возвращена Русской Православной Церкви. С 1941 по 1944 год, во время повторной румынской оккупации Бессарабии Кишиневская епархия вновь была включена в состав Румынской православной церкви и получила название "Бессарабской митрополии". В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве патриарх Румынский Никодим и патриарх Московский и всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви. В 1992 году синод Румынской православной церкви возобновил свои притязания на Кишиневскую епархию, что послужило началу продолжающегося по сей день противостояния между Молдавско-Кишиневской митрополией Русской Православной Церкви и "Бессарабской митрополией".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.