"Новая газета в Поволжье" опубликовала сегодня, 21 июля 2011 года материал под заголовком: "Пляски на гробах. Трагедия "Булгарии" дала министру предлог, чтобы разделаться с конкурентами". В статье, в частности, говорится:

"Любую катастрофу нынешние российские чиновники стараются использовать в личных интересах, и им успешно это удается. Никто не сомневался, что гибель "Булгарии" вызовет кампанию по проверке и перепроверке, и что эта кампанейщина, в сущности, никакой пользы безопасности речных перевозок не принесет, а принесет только дополнительные дивиденды многочисленным контролирующим бюрократическим инстанциям.

Но случай, имеющий место в Самаре, даже на этом фоне выглядит выдающимся по степени наглости и иезуитства чиновников. Предыстория такова. Напротив Самары, на правом берегу Волги, находится несколько сел с общим населением около 8000 человек. Самое крупное - Рождествено, находящееся на линии прямой видимости из Самары. Для того чтобы попасть из Рождествено в Самару, нужно ехать на автомобиле часа четыре, вокруг всей Самарской Луки, да и то - если нет распутицы, когда дорога становится совсем непроходимой. Конечно, есть несколько компаний, осуществляющих перевозки пассажиров речным транспортом, в том числе на маршруте Самара-Рождествено. Самая крупная из них - ООО "Самарское речное пассажирское предприятие". Это "дочка" ОАО "Самарский речной порт", 67% акций которого контролирует правительство Самарской области и еще 25% - Федеральное агентство по управлению госимуществом. В ООО переведены пассажирские мощности речпорта - несколько теплоходов типа ОМ, "Москва", сухогруз-паром "Окский-35". Интересы государства в "Речном порте" представляет областной министр транспорта Валерий Матвеев

А директором "Речного предприятия" работает бывший его заместитель Валерий Аверкиев. В сфере перевозки пассажиров через Волгу ООО "СРПП" практически монополист - несколько мелких частных фирм не обладают достаточным флотом для того, чтобы серьезно потеснить "госпредприятие" на этом рынке. Но вот что касается паромной переправы, здесь у "Речного предприятия" есть серьезный конкурент - частное ООО "Самарское судоходное агентство", учрежденное предпринимателем Владимиром Стариковым. Еще в 2008 году оно приобрело два парома ("Первый" и "Бурлак-1", тип СП, проект 603) и организовало альтернативную переправу на самом многолюдном маршруте - в Рождествено. Позже появился и третий паром, побольше - СП 103 (проект Р-144). Тогда областной минтранс, еще не владевший ОАО "Самарский речной порт", поддержал идею "частников". "Учитывая, что существующая переправа, организуемая ОАО "Самарский речной порт", не обеспечивает в полной мере потребностей жителей области в данных перевозках, прошу оказать... возможное содействие в проведении работ по организации паромной переправы" - писал 16.06. 2008 заместитель министра В. Долгов в управление государственного морского и речного надзора.

К 2010 году "Судоходное агентство" приняло на себя более половины пассажиро- и грузопотока на маршруте Самара-Рождествено-Самара. Но после появления ООО "Самарское речное пассажирское предприятие" выяснилось, что чиновники предпочитают монополию. И в борьбе за нее готовы использовать весь доступный административный ресурс. На "Судоходное агентство" обрушился вал проверок: минтранс, Роспотребнадзор, Ространснадзор, транспортная прокуратура, природоохранная прокуратура... В 2010 году таких проверок было 22 - в среднем каждые две с половиной недели. К техническому состоянию судов, правда, придраться так и не смогли. Зато пустили паромщиков по бюрократическому кругу, потребовав оборудовать пристани по всем правилам. Как только те приступили к работам - новые придирки: "почему начали работы, когда участок (десяток метров берега) вами не арендован и вам не принадлежит?". Начали оформлять аренду - волокита длится уже год. При этом самые главные документы: регистровые и лицензии на право пассажирских и грузовых перевозок у паромщиков есть. Суда в хорошем техническом состоянии. Все остальные бумажки - не более, чем дань забюрократизированности "вертикали" и желанию разнообразных чиновников получить свою "административную ренту".

И все же "Судоходное агентство" продолжало гнуть свою линию - обустраивать переправу, помогать поселку Рождествено, держать цены ниже, чем у "государственного" перевозчика, воспринимая проект паромной переправы больше как социальную миссию. Хотя директор "ССА" Олег Вертинский считал, что при такой важной социальной роли его фирма может претендовать на включение в областную целевую программу по развитию речного транспорта. И даже получать часть субсидий, ежегодно выделяемых в рамках этой программы (общая сумма 50-60 млн в год). И неоднократно обращался в министерство транспорта с такой просьбой. Но министр Матвеев, видимо, считал иначе. И на эти "провокации" не поддавался. И ничего по существу обращений не отвечал. Тем более, что субсидии было кому отдать - подконтрольному "Речному предприятию". Ну а уж чтобы совсем горя не знать, желательно было бы еще уничтожить назойливого и не сдающегося конкурента.

И тут - удачно подвернувшаяся министру трагедия "Булгарии". Под шумок кампании по борьбе за безопасность речного транспорта грех не попытаться учесть свои личные интересы. А на то, что это напоминает пляску на могиле - нашим чиновникам, в общем-то, плевать. В спешном порядке была собрана межведомственная комиссия под контролем министра Матвеева. Проверяли все речные предприятия Самары, только одни - для проформы, а другие - досконально. Но уж "Самарскому судоходному агентству" с его тремя паромами досталось по полной.

Как рассказал директор Олег Вертинский, в первый день, 14 июля, осмотрев паромы и проверив документы, комиссия не нашла нарушений, препятствующих работе переправы. Но на следующий день, 15 июля, вернулась вновь, и вновь стала искать хоть что-нибудь. Что же произошло в перерыве между двумя явлениями? Учитывая, что контролирующий комиссию министр Матвеев аффилирован конкурентам "Судоходного агентства", об этом нетрудно догадаться. Эту переправу нужно было закрыть под любым предлогом. И закрыли. Опять же, придрались не к мерам безопасности на судах, не к техническому состоянию паромов, а к отсутствию какой-то справки.

В результате паромная переправа "Судоходного агентства" не работала 14, 15, 16 и 17 июля. На берегу собирались толпы людей, очереди из машин, но перевезти их в Рождествено было некому. Другой же паром, принадлежащий "Речному пассажирскому предприятию" "Окский-35", ходивший с другой пристани в Самаре, не успевал забирать и перевозить всех желающих - и из Самары в Рождествено, и из Рождествено в Самару. В Рождествено, например, очередь из машин в воскресенье днем растянулась на добрый километр. Люди ждали "Окского" в течение трех-четырех часов, на самом солнцепеке. Паром ушел нагруженным "под завязку", так и не забрав всех желающих. На подмогу была призвана та самая баржа с буксиром "Портовый-13". Вот что написали о ней пассажиры на сайте samaratrans.info: "Кроме "Окского" запустили еще баржу с "Портовым", но вот как ее эксплуатируют не понятно, она же такая ужасная на вид, вся мегаржавая, уж не знаю что там внутри, вот с ней проблем наверно нет, а частников жмут". 

Конечно, паромщикам ССА не привыкать к такому прессингу. И они все-таки будут возить людей, оформят все и всяческие справки до малейшей запятой и добьются своего - хотя бы до следующей проверки, когда фантазия чиновников вновь подбросит что-то новенькое. Тревожит другое. На обращения в различные инстанции (Олег Вертинский обращался к губернатору, президенту, премьер-министру) так и не последовало адекватной реакции.

А "государственный человек" министр Матвеев по-прежнему считает, что ради устранения конкурента и единоличного доступа к куску бюджетного пирога можно наплевать на жизненные интересы и достоинство тысяч людей, можно заставить их томиться в очередях под палящим солнцем, опаздывать на работу и даже подвергать их риску, перевозя на перегруженных плавсредствах в неизвестном техническом состоянии. И это вместо того, чтобы всеми силами поддержать инициативу "частника", взявшегося решать важную социальную задачу, которую не хотят решать сами чиновники.