Эксперт: Модернизацией ГТС Украины занимаются банкроты

Москва, 21 июля 2011, 14:48 — REGNUM  "Только-только отгремели громкие фанфары по поводу начала модернизации участка газотранспортной системы "Уренгой-Помары-Ужгород", как стало известно, что и сам "Нафтогаз Украины", и оператор отечественной ГТС "Укртрансгаз" срочно нуждается в "живых" деньгах", - заявил прессе сегодня, 21 июля, эксперт украинского Института энергетических исследований Юрий Корольчук, передает корреспондент ИА REGNUM.

Эксперт напомнил, что "Нафтогаз" "клятвенно заверял" ЕБРР и Европейский инвестиционный банк, что осилит первую фазу модернизации за счет собственных сил, то есть денег. ""Нафтогаз Украины" уже давно перешел разумные границы привлечения кредитов как у государственных, так и в частных банков. В последнее время основным путем получения средств "Нафтогазом" для оплаты российского газа является "обналичивание" облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) через "Ощадбанк", "Укркэсимбанк" и "Дельта банк". "Укртрансгаз" до последнего времени был менее кредитозависимым. В ноябре 2010 г. компания одолжила у "Проминвестбанка" (дочерняя структура российского госбанка "ВЭБ") 330 млн. грн. Теперь сумма желаемого кредита увеличилась до 700 млн. грн. Скорее всего, кредитором также выступит финучреждение, представляющее группу банков с российским капиталом", - подчеркнул Корольчук.

"Вообще стоит заметить, что за последние два года практика "жить в долг" особенно стала популярной среди предприятий "Нафтогаза Украины". Компании "Укргаздобыча" и "Черноморнафтогаз", также входящие в "Нафтогаз", в 2010-2011 гг. резко увеличили количество получаемых кредитов. Особенностью "Укртрансгаза" является то, что эта компания получает "живые" деньги от "Газпрома" за транзит природного газа. В 2010 г. "Укртрансгаз" заработал 21 млрд. грн., а по итогам 2011 г. получит 24 млрд. грн. Конечно, существует проблема, что все эти средства забирает материнская компания "Нафтогаз" и рассчитывается с тем таки "Газпромом" за поставленный природный газ. На ремонт ГТС "Нафтогаз" оставляет "Укртрансгазу" жалкие крохи. В среднем на ремонтные работы "Укртрансгаз" тратит 1,5-2 млрд. грн. в год", - продолжил свою мысль аналитик.

"Соответственно, проблемы с расчетами за российский газ вынуждают "Нафтогаз" забирать у "Укртрансгаза" все больше денег, которые поступают за транзит российского газа. И тем самым на ремонт и модернизацию ГТС остается все меньше и меньше денег. В связи с громкими заявлениями "Нафтогаза" о готовности провести хотя бы первый этап реконструкции ГТС за собственные средства возникает резонный вопрос: если на третий день после начала модернизации оказывается, что денег в кармане уже нет, то следует ли ожидать позитивного результата от такой работы? При таких исходных данных понятно, что модернизацией ГТС занимаются компании-банкроты. Слабая подготовленность "Нафтогаза" и "Укртрансгаза" к модернизации ГТС заставляет задуматься о перспективах газовой отрасли Украины. При этом нужно понимать, что Украина еще сохраняет высокие шансы убедить Евросоюз принять активное финансовое участие в модернизации ГТС. А это, в свою очередь, сделает Россию более сговорчивой в еще продолжающихся трудных газовых переговорах о цене на газ", - заключил Корольчук.

Как сообщало ИА REGNUM, 19 июля был дан старт модернизации ГТС Украины. Проект рассчитан на 9 лет, при этом первая очередь - на три года. Объем инвестиций на первую очередь реконструкции составляет более $538 млн, из которых $230 млн - собственные средства и $308 млн - кредитные. В рамках реализации проекта национальная акционерная компания "Нафтогаз Украины" подписала меморандум с Европейским банком реконструкции и развития, а также письмо о намерениях с Европейским инвестиционным банком, где зафиксированы намерения этих финучреждений о финансировании проекта. между тем, премьер-министр Украины Николай Азаров выразил надежду на то, что Россия изменит свою позицию и приобщится к модернизации украинской газотранспортной системы.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.