Эксперт: Украина предлагает России модернизировать её ГТС потому, что у ЕС на это нет денег

Москва, 20 июля 2011, 22:41 — REGNUM  

"Приглашение премьер-министра Украины Николая Азарова в адрес России принять участие в модернизации украинской газотранспортной системы связано с ухудшением экономической ситуации в стране", - заявил 20 июля в интервью корреспонденту ИА REGNUM эксперт Центра аналитического мониторинга МГИМО МИД РФ Леонид Гусев.

Гусев напомнил, что вопрос газотранспортной системы Украины стоит на повестке дня российско-украинских отношений не первый год, и на различные предложения российской стороны Киев ранее отвечал отказом, мотивируя это тем, что ГТС является одной из главных собственностей страны. "Но сегодня экономическая ситуация стала настолько плохой, что Украине не остается ничего, как обращаться к каким-то внешним инвесторам", - заявил он.

Среди этих внешних инвесторов, по словам Гусева, Россия стоит на первом месте, поскольку ГТС строилась в 1970-е годы всем СССР, и основная магистраль идет по российской территории: через Урал, Поволжье, центральную Россию и далее на Украину. "Для России это может действительно представлять интерес, но в зависимости от того, на каких условиях будет ее участие. Этот вопрос должен стать предметом серьезных переговоров, поскольку Украина будет всячески настаивать на том, чтобы участие России в модернизации ГТС обернулось для нее наименьшими издержками. То есть, чтобы меньше отдать, но больше получить", - заявил он.

Эксперт сомневается в том, что средства, которые будут выделены на реконструкцию украинской ГТС благодаря меморандуму "Нафтогаза Украины" с Европейским банком реконструкции и развития, и письму о намерениях с Европейским инвестиционным банком о финансировании проекта, достаточны для её завершения. Гусев полагает, что именно поэтому премьер Украины вновь обратился с предложением к России.

"В европейской экономике имеют место сложные процессы: неизвестно, что будет с евро, возможны дефолты в Греции, Испании, Португалии и Италии. Все это может произойти в ближайшее время, и тогда Европе будет не до украинской газотранспортной системы. На Украине это тоже все отлично понимают, и поэтому им приходится обращаться к нам, хотя до этого они очень этого не хотели. Западу своих проблем хватает, поэтому лишних денег у них может и не оказаться. Своих же сил украинцам не хватает", - заявил он.

Гусев также обратил внимание, что за 9 лет - срок, за который предполагается осуществить проект модернизации ГТС, - ситуация в мире, особенно в экономическом плане, может очень сильно измениться. Он напомнил о прогнозах экономистов, которые пророчат вторую волну кризиса. "В этом плане 9 лет - это очень большой срок. Но, видимо, в более краткие сроки реализовать программу также не было возможно, потому что не хватает ни сил, ни средств", - заявил он.

Как сообщало ИА REGNUM, 19 июля премьер-министр Украины Николай Азаров выразил надежду на то, что Россия изменит свою позицию и приобщится к модернизации украинской газотранспортной системы. 19 июля был дан старт модернизации ГТС Украины. Проект рассчитан на 9 лет, при этом первая очередь - на три года. Объем инвестиций на первую очередь реконструкции составляет более $538 млн, из которых $230 млн - собственные средства и $308 млн - кредитные. В рамках реализации проекта национальная акционерная компания "Нафтогаз Украины" подписала меморандум с Европейским банком реконструкции и развития, а также письмо о намерениях с Европейским инвестиционным банком, где зафиксированы намерения этих финучреждений о финансировании проекта.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.