Финансовая помощь официальному Минску со стороны ЕврАзЭС не решил проблем белорусской экономики, но способствовать их решению может активизация внутренних ресурсов Белоруссии в процессе приватизации. Об этом заявил в интервью, опубликованном 19 июля белорусским информагентством БелаПАН, чрезвычайный и полномочный посол России в Белоруссии Александр Суриков.

Суриков заверил белорусскую общественность в том, что Россия не заинтересована в дефолте Белоруссии и не стремится контролировать соседнюю республику через приобретение ее крупнейших промышленных активов: "Я не знаю, у кого такие мнения бытуют, думаю, в первую очередь в среде журналистов. Но иногда я такие высказывания слышу и от представителей белорусских органов власти. На самом же деле Россия просто хочет разумно объединить активы российских и белорусских предприятий, и это в интересах экономик обеих стран. В данном случае можно привести пример МАЗа и КамАЗа. Сейчас они фактически - конкуренты. Нужна нам эта конкуренция на общем рынке - российско-белорусско-казахском? Нет. Значит, надо, чтобы была единая структура, работающая на наш с вами рынок, улучшающая конкурентность своей продукции и способная эффективно работать на внешних рынках. Но это отнюдь не связано с политической мотивацией. Прибалты, поляки, чехи, входя в Евросоюз, потеряли много своих промышленных производств. Где бывшая чешская "Татра"? Нету. А мы хотим, чтобы МАЗ и КамАЗ были".

"Каким должно быть объединение этих предприятий - это уже второй вопрос. Паритетно или еще как-нибудь - это дело техники. Важно, чтобы это было во благо народов, с сохранением самих этих предприятий и рабочих мест и повышения их общей конкурентоспособности", - добавил Суриков.

По мнению российского посла, приватизация, предлагаемая властям Белоруссии кредиторами, имеет позитивные стороны, но при этом следует учитывать и печальный российский опыт. "Давайте посмотрим, в чем заинтересована Россия с позиций любого кредитора. Позиция МВФ как кредитора, кстати, тоже похожа. В ней присутствует слово "приватизация". Потому что для преодоления экономического кризиса в любой стране должны быть задействованы прежде всего внутренние ресурсы этой страны. Что такое продажа части активов? Это получение денег за эти активы, наполнение золотовалютных резервов, расшивка узких мест в валютных делах. И это приход инвестиций. Вот ведь в чем главная идея - задействовать внутренние резервы страны, потому что бесконечные кредиты без задействования собственных возможностей к добру Белоруссию не приведут, а могут только ухудшить ситуацию. Мы хорошо это помним по 2009 году: девальвация белорусского рубля, бездействие, в первую очередь, Национального банка, или, наоборот, действия, создавшие колоссальный навес совершенно необеспеченных денег, и вот оно - ситуация повторяется. Следующая девальвация - 56%, а на самом деле все 70%. И за это время Белоруссия подросла в кредитных долгах еще. Что дальше? Дефолт страны? Вот чего мы не хотим в первую очередь", - сказал Суриков. - "Поэтому мы считаем, что самое главное - задействование внутренних резервов, которые дает в том числе приватизация. Определять, по каким правилам она будет проходить - исключительное право властей Белоруссии, и у них есть возможность провести ее качественно и прозрачно. Вот и весь вопрос".

"Конечно, я не исключаю, что часть российских бизнесменов хотела бы в этом поучаствовать. Так ведь белорусские тоже хотели бы войти на российский рынок, и входят. Это обычный процесс во всём мире", - уточнил он.

Российский дипломат обратил внимание на сложность процесса приватизации и спекуляции на тему данного процесса в Белоруссии: "Знаете, Россия в свое время сама обожглась на том, что по очень низким ценам на непонятных условиях продавала свою собственность, поэтому мы не хотели бы пожелать этого Белоруссии. Есть принятая во всем мире процедура: независимая оценка активов. Вот о чем мы говорим. И все сделки, которые в Белоруссии прошли с участием российского бизнеса - куплены восемь банков, 50% "Белтрансгаза", можно и дальше перечислять, - они прошли на основе заключений независимых оценщиков, удовлетворивших, кстати, руководство Белоруссии, а не по какой-то халявной цене. Зачем же нам, близким братьям, от нечего делать ущемлять Белоруссию, а потом снова ее субсидировать? На "халяву" что-то приватизировал, а потом у нее опять денег нет, опять давай ей кредиты... Нет, мы в этом не заинтересованы. Каждая вещь имеет свою реальную цену. Какая это цена - скажут независимые оценщики".

В то же время Суриков констатировал неготовность официального Минска к приватизации: "Вы знаете, у меня от позиции белорусского правительства впечатление какое-то двоякое. Вроде как бы и хочется, и что-то колется", - сказал он, обратившись к заявлению премьера Белоруссии о готовности официального Минска предоставить российским инвесторам "право первой руки". "Во-первых, из семи названных премьер-министром Белоруссии предприятий независимую оценку имеет только один актив: "Белтрансгаз". И 50% по этой оценке, с которой согласилось руководство Белоруссии, куплено "Газпромом" в 2007 году. Говорить о каких-то переговорах по другим белорусским активам на сегодняшний день - это просто выдавать желаемое за действительное. Потому что, во-первых, нет главного решения - ведь продажа каждого из этих предприятий должна быть разрешена белорусским президентом. А этого пока просто нет. Во-вторых, каждое из выставляемых на продажу предприятий должно иметь реальную оценку независимых экспертов, - это тоже пока не сделано. И у меня такое впечатление, что оценочные компании вообще пока не привлекались", - сказал Суриков. - "Так что заявления премьера - всего лишь слова, ради чего они говорятся - мне сложно сказать. Может быть, чтобы внести успокоение в души будущих кредиторов Белоруссии, - вдруг такие объявятся. Вот и всё. А реальных действий пока нет", - отметил российский дипломат. - "Вот КамАЗ с МАЗом ведут предварительные переговоры, но независимая оценка МАЗа - дай Бог, чтобы появилась только к концу года. А по остальным есть лишь желание - продать задорого. За сколько?".

По мнению российского дипломата, оценку "Беларуськалию" должен дать независимый оценщик, ориентироваться в данном вопросе только лишь на мнение правительства Белоруссии как владельца этого госактива (100% акций предприятия находится в собственности белорусского государства) некорректно: "Хотим 30 миллиардов". Что-то я не вижу, чтобы его кто-то сильно хотел купить, этот "Беларуськалий".

"Первый транш кредита ЕврАзЭС, поступивший в Белоруссию, никак не решил существующих тут проблем - ну, частично пополнил золотовалютные резервы как подушку безопасности на 800 миллионов", - поделился наблюдениями российский дипломат. - "Инфляция, падение реальных доходов населения, хотя экономика вроде работает. Хорошо обществу? Плохо. Власть теряет своё доверие в обществе. Что надо делать в этой ситуации?! Экономика - она инерционна. Пока наберет силу экспорт, сколько лет надо ждать! Вот я с 2006 года работаю в Белоруссии, и экспорт все набирает силу, но никак не может превысить импорт. Поэтому моя точка зрения такова: вот эти 2,5 миллиарда долларов за "Белтрансгаз" очень были бы нужны сейчас. И на мой взгляд, переговоры должны быть быстрее закончены. Часть из них - направить в золотовалютные резервы, а часть - в интервенции на валютный рынок, чтобы привести белорусский рубль к единому курсу. Пусть даже вот к этому, который Нацбанк считает объективным, - 5 тысяч рублей за доллар. Этого можно достичь валютными интервенциями. И начнется отсчет в росте доходов населения. Вот что важно для страны сейчас, и эти ресурсы могли бы такую задачу решить. Кому это было бы выгодно? У нас ведь в России нет ничего похожего на Вашу ситуацию - ни на валютном рынке, ни в сфере реальных доходов населения. Нет такой инфляции".

"Я думаю, что затягивание кризиса в Белоруссии не выгодно никому, мы тоже ведь переживаем за сообщество "Россия-Белоруссия". Но мы не хотим просто безвозмездно помогать, не хотим. Мы много лет этим занимались, пора нам переходить на разумные, взаимовыгодные отношения", - констатировал посол России.

Как сообщало ИА REGNUM, 12 июля в Москве председатель Совмина Белоруссии Михаил Мясникович заявил о том, что белорусские власти ведут с переговоры российскими инвесторами о продаже семи крупных госкомпаний. По его словам, обсуждается покупка "Гродно Азота" "СИБУРом" и "Роснефтью", "Нафтана" - "ЛУКОЙЛом", "Белтрансгаза" - "Газпромом", Мозырьского НПЗ - "Роснефтью", госдоли белорусского МТС - "господином Евтушенковым", "МАЗа" - "Русскими машинами" и "Ростехнологиями", "Интеграла" - "Ростехнологиями". Однако 13 июля российские компании ЗАО "СИБУР Холдинг" и НК "Роснефть" распространили информацию о том, что не ведут переговоров о покупке белорусских предприятий, упомянутых в заявлении Мясниковича 12 июля.

Позднее, 14 июля Мясникович заявил: "Два с лишним года "Лукойл" смотрит на наше объединение "Полимир", которое входит в состав "Нафтана". Нам бы хотелось слышать или "да" или "нет", потому что есть и другие предложения, но "право первой руки" мы предложили нашим российским партнерам", - подчеркнул белорусский премьер. Он также отметил, что официальный Минск заинтересован, прежде всего, в приходе на белорусский рынок партнеров по Таможенному союзу. Мясникович выразил сожаление по поводу того, что многие планы по совместной деятельности с российскими компаниями остаются на уровне разговоров, не имея практической реализации.