Россия уважает государственный суверенитет Белоруссии и не видит причин для инкорпорации в свой состав Белоруссии. Развитие Союзного государства - удачный пример интеграции двух стран не только для постсоветского пространства, но и в сравнении с опытом Евросоюза. Об этом заявил в интервью белорусскому информагентству БелаПАН чрезвычайный и полномочный посол России в Белоруссии Александр Суриков.

По мнению посла России, реальные процессы белорусско-российской интеграции "идут быстрее, чем интеграция европейских стран" и имеют положительные результаты: "Мы с вами сегодня находимся в серьезном интеграционном пространстве, называемом "Союзным государством". Имеем равные права граждан по трудоустройству, в области здравоохранения, образования, пенсионного обслуживания. Этого нет даже во многих странах Евросоюза. И достигнуто это в 2006-2008 годах. Мы имеем общие органы управления исполнительной власти, совместное законодательное собрание по принципу делегирования. МИДы России и Белоруссии работают синхронно на всех международных площадках. Мы имеем реальное военно-техническое и оборонное сотрудничество, вплоть до совместной группировки войск. Это все - реальные результаты нашей интеграции".

По оценкам Сурикова, позитивные итоги белорусско-российской интеграции недооценены, хотя сами процессы лишены проблем: "Отсутствует так называемый конституционный акт Союзного государства, который бы облёк все интеграционные достижения в юридическую форму, позволил бы Союзному государству как единому целому принимать участие во всех международных процессах. На начальном этапе нашей интеграции по пожеланию лидеров наших государств было договорено, как планируется принимать решения в Союзном государстве. Одна страна - один голос? Но к такому принципу долго не могли прийти даже европейские страны, пока не вышли на Лиссабонское соглашение. И все равно в итоге пришли к тому, чтобы принимать решения большинством голосов. А мы - Россия, суверенное и независимое государство, Белоруссия, суверенное и независимое государство, - несколько разные, даже иногда очень разные. И по объёму ВВП, и по территории, и по населению, и по силовому потенциалу, включая ядерный. Вот и появились в начале двухтысячных годов разногласия в этом вопросе, которые мы не можем преодолеть до сих пор. Многое уже решили, а вот этого преодолеть не можем: какие полномочия передать в наднациональные структуры и по какому принципу принимать общие решения".

"Конечно, передавая полномочия в наднациональные структуры, наши государства лишаются части суверенитета. Но на это надо решаться -- так, как в свое время поступили европейцы. Поэтому мы считаем, что надо заново осмыслить процесс, связанный с принятием конституционного акта Союзного государства, в том числе и в связи с новыми интеграционными действиями - в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства и намечаемого Евразийского союза. Это как бы расширение начатых в свое время Россией и Белоруссией интеграционных процессов. И при всех недостатках, при недоговоренностях по монтажу Союзного государства интеграционные процессы идут достаточно успешно", - продолжил Суриков.

По мнению посла России, "для России, Белоруссии и Казахстана, которые сформировали Таможенный союз, на первый план выходит интеграция в экономической сфере": общий рынок в 165 миллионов покупателей значительно расширяет возможности для каждой страны Таможенного союза: "Это главное, и это, безусловно, лучше, чем двухстороннее таможенное сотрудничество. Но и Союзное государство при этом не зачёркивается. Ведь Таможенный союз - это свободное перемещение товаров. ЕЭП - это свободное перемещение товаров, услуг, капитала и труда. А мы в Союзном государстве в дополнение ко всему этому имеем то, чего нет ни в Таможенном союзе, ни в ЕЭП - равные права граждан в области социальной сферы, включая пенсионное обслуживание, совместные политические действия, сотрудничество в оборонно-технической сфере. То есть, Союзное государство в этой ситуации как бы задаёт пример новым интеграционным объединениям, его опыт очень сильно пригодится. Недаром на днях генсек ЕврАзЭС Мансуров и председатель постоянного комитета Союзного государства Бородин подписали документы о формировании площадок совместного действия".

В ответ на вопрос о желании Кремля инкорпорировать Белоруссию в состав Российской Федерации (о чем неоднократно заявлял Александр Лукашенко) и наличии имперских настроений в современном российском обществе Суриков заявил: "Я не могу отрицать наличие проимперских настроений, потому что они естественны. Россия - самый большой осколок Советского союза. И Москва, столица наша, - та же, что была у всего Советского союза. И, наверное, у общества где-то там задним умом еще то имперское, советское. Умонастроения в обломках от бывшей великой державы - они же не могут не присутствовать в мышлении поколения, жившего в советское время. Но это проходит со временем". Он отметил также, что новое поколение жителей России "уже более свободно, более демократично, и считает, что Россия - самодостаточная страна с хорошими перспективами развития".

"Нам для чего инкорпорировать в себя Белоруссию? Не могу понять. Территорию прирастить? Если хотите - входите в состав России. А не хотите - не входите. Объективности ради, нам инкорпорировать в себя ничего не надо. Территории у нас - мама родная, с любым можно было бы поделиться, если есть такое желание - переселяйтесь", - сказал посол РФ. - "Приезжайте в Россию, живите, работайте. Территории у нас хватает, нам дополнительной не нужно. Полезных ископаемых у нас хватает, нам других не нужно, дошли бы руки самим разработать имеющиеся ресурсы. Мы заинтересованы в одном. Распад Советского Союза - это распад рынка, распад экономики. Был рынок в 300 миллионов человек, стал в 140 миллионов. Поэтому мы и занимаемся в первую очередь интеграционными процессами в области экономики - ради расширения рынка, связей между предприятиями, может быть, даже ради трансформации их в более мощные компании на объединительной основе, дабы устоять в конкурентной борьбе в мире. Вот ради чего: работать на свой общий рынок и попытаться выйти на внешний. И объединяя наши усилия, мы, безусловно, добьемся больших успехов. Ради улучшения жизни россиян. Но и тем самым - ради повышения жизненного уровня белорусов и казахов. Вот в чем мы заинтересованы, а не в инкорпорации какого-либо государства в состав России. Нет самих причин для инкорпорации. А заявлять на эту тему можно всё, что угодно, ведь публика с удовольствием такие вещи слушает".

"Мы понимаем, что Белоруссия - суверенное, независимое государство. Понимаем, что Белоруссия и Россия, если захотят, расстанутся с частью своего суверенитета, монтируя Союзное государство ради улучшения жизни своих народов. А всякие непонятные заявления надо стараться пропускать мимо ушей, что ли", - добавил Суриков.

Как сообщало ИА REGNUM, идея угрозы со стороны России в начале 90-х декларировалась оппонентами президента Александра Лукашенко, а в начале 2000-х стала элементом государственной пропаганды Белоруссии. Сомнения в легитимности Лукашенко после президентской кампании 2010 года и отказ от поддержки "белоруской модели экономики" госагитпропом интерпретируются как угроза Белоруссии и ее народу, недооценка жертв БССР в годы Великой Отечественной войны, стремление "внешних сил" завладеть объектами белорусской госсобственности.

Напомним, что 22 июня Лукашенко в ходе памятных мероприятий, прошедших на территории Брестской крепости, заявил: "Нас сегодня пытаются наклонить. К сожалению, и в России немало таких, и, особенно, на Западе. Нас хотят научить, а я им напоминаю: у нас еще не умерло поколение не только фронтовиков, но и тех, кто был детьми в годы войны, много тех, кто помнит ту заслугу и великую роль, которую сыграл советский народ в освобождении мира от коричневой чумы".