Идея присоединения к ЕС стала доминантой во внешней политике Украины практически сразу с обретением независимости бывшей советской республикой без малого 20 лет назад. Еврооптимисты на Украине обычно любят ссылаться на крайне успешный, по их мнению, опыт присоединения соседней Польши к ЕC. Больше всего сторонников евроинтеграции на Украине воодушевляет сумма финансовой помощи, полученной Варшавой в рамках членства ЕС. Правда, при этом не говорится о фактическом банкротстве сельского хозяйства Польши, крайне высоком уровне безработицы, массовом оттоке трудоспособного населения из страны, явно второстепенном положении страны в ЕС.

Не принято среди украинских сторонников "евроинтеграции любой ценой" анализировать и весьма печальный опыт нахождения в ЕC бывших "братских советских республик" Прибалтики.

Киев решил искать свое счастье в Европе, отводя интеграционным проектам на постсоветском пространстве, в лучшем случае, роль вспомогательных.

Казалось, с бесславным уходом Виктора Ющенко ситуация должна измениться, но "пророссийский" Виктор Янукович не только подтвердил вектор "евроинтеграции любой ценой", но и делает все для скорейшего подписания соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.

Еще в ноябре 2010 года в ходе саммита Украина - ЕС в Брюсселе Украине был предоставлен План действий относительно введения безвизового режима для краткосрочных поездок граждан Украины в страны ЕС. Киев рассчитывает, что в дальнейшем безвизовый режим для граждан Украины будет существенно расширен. План действий предусматривает введение паспортов с биометрическими данными, усиление мер борьбы с нелегальной миграцией, усовершенствование управления границей, углубление международно-правового взаимодействия в сфере борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и торговлей людьми.

Однако основной упор стороны сделали на ускоренное создание Зоны свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕC. Киев выражал уверенность, что соглашение о создании ЗСТ будет подписано уже осенью 2011 года. Однако уже сейчас можно с большой долей уверенности говорить, что соглашение вообще не будет подписано в 2011 году. Стороны собирались урегулировать основные разногласия в ходе прошедших в конце июня в Киеве 17-ого раунда переговоров. Среди основных тем переговоров: вопросы доступа на украинский рынок автомобилей и секонд-хэнд одежды, вывозных пошлин (включая вывозную пошлину на семена подсолнечника) и энергетики.

Практически сразу было заявлено, что соглашение о создании ЗСТ между Европейским Союзом и Украиной не будет подписано в сентябре. Об этом сказал глава представительства Европейской комиссии на Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра, отвечая на вопросы журналистов во время онлайн-конференции. "В сентябре соглашение о создании комплексной зоны свободной торговли подписано не будет, поскольку до сентября остается очень мало времени и остается несколько моментов, которые еще не были окончательно решены", - заявил глава европейской делегации.

Стоит особо подчеркнуть, что переговоры о создании ЗСТ сопровождаются беспрецедентным давлением Брюсселя на Киев в вопросах выбора внешнеполитического курса. Создается впечатление, что для ЕС проект создания ЗСТ с Украиной - проект прежде всего политический, имеющий цель блокировать все попытки Киева присоединиться к Таможенному союзу ЕврАзЭс (ТС). "ЗСТ с ЕС и сотрудничество с Таможенным союзом, который контролируется Россией - это несопоставимые вещи для Украины, поэтому Украина должна четко определиться", - еще в конце мая заявил руководитель подразделения Генерального департамента по вопросам торговли Европейской комиссии Филипп Куиссон.

В качестве компенсации за отказ от присоединения к ТС Украине не предлагают ничего конкретного. Речь идет о неких гипотетических перспективах "присоединения к позитивным европейским трендам" и "переходном периоде". Стоит вспомнить, что "переходный период" в отношениях между ЕС и Турцией, подписавшей договор об ассоциации и создании ЗСТ тогда еще с ЕЭС 11 сентября 1963 года, длится уже 48 лет. Говоря образно, многодесятилетний союзник США и член НАТО Турция все так же находится даже не в предбаннике ЕС, а где-то рядом с ним, на улице, возле забора.

Вывод из всего вышеизложенного один: Украине предложено отказаться от "быстрых денег" (за счет снижения цен на газ, открытие рынка для украинской продукции, льготных кредитов) в рамках ТС - ради "прекрасного далека" евроинтеграции.

Равноценен ли обмен? Это вопрос начинают все чаще задавать и на Украине. Здесь весьма показательна позиция украинского премьера Николая Азарова. С одной стороны, он обязан выполнять указания президента Януковича об ускорении создания ЗСТ с ЕС, с другой - Азаров все чаще выражает скепсис по позиции ЕС, занятой на переговорах. Кстати, условия соглашения о создании ЗСТ - сейчас чуть ли не основная государственная тайна независимой Украины, к детальной информации о ходе переговоров не имеют доступа не только рядовые граждане, но и подавляющее большинство депутатов Верховной Рады Украины. Скепсис Николая Азарова и желание хоть как-то защитить украинские интересы в ходе переговоров - в первую очередь это касается доступа украинской сельхозпродукции на рынки ЕС и защиты прав украинских автоперевозчиков - может стоить ему премьерского кресла.

Особую ставку Киев сделал на начавшееся с 1 июля 2011 года председательство Варшавы в ЕС. Как известно, Варшава всегда была самым последовательным лоббистом желания Киева стать полноправным членом ЕС. Такая позиция Польши очень часто вступала в противоречие с позицией "Старой Европы", прежде всего, Германии и Франции, которые просто не хотят говорить о каких-то конкретных сроках присоединения Украины к ЕС. Киев же настаивает на однозначном упоминании перспективы членства в будущем соглашении об ассоциации с ЕС. Замглавы МИДа Павел Климкин, возглавляющий переговорную группу по соглашению об ассоциации, заявил, что Киев согласится подписать этот документ лишь в случае фиксации в его тексте "четкой европейской перспективы Украины". Киев связывает с председательством Варшавы в ЕС возможность подписания договора об ассоциации с Европейским союзом в нужной для себя редакции. Так, президент Украины Виктор Янукович считает, что председательство Польши в Европейском Союзе поможет Украине подписать соглашение об ассоциации с ЕС. Об этом он заявил в своем интервью еженедельнику Newsweek Polska.

Однако Польша вряд ли задействует все свое влияние как страны-председателя ЕС для решения вопросов своего восточного соседа -Украины. Для Варшавы сейчас задача "номер один" на посту председателя ЕС - добиться увеличения субсидий из общих фондов ЕС, прежде всего, непосредственно для самой Польши. С 2004 года с момента присоединения к ЕС Польша уже получила субсидий на общую сумму в 67 миллиардов евро и вряд ли Варшава заинтересована в появлении нового реципиента для получения европейских субсидий - 43-миллионной Украины.

Накануне начала председательства Варшавы в ЕС посол Польши на Украине представил программу польского председательства: Варшава планирует подписать договор о вступлении в ЕС Хорватии, а также добиться прогресса в переговорах о членстве с Исландией и Турцией. В 41-страничной программе Украина упоминается лишь в паре с Молдавией - с этими странами Польша намерена достичь прогресса в процессе заключения договора об ассоциации, создания зоны свободной торговли и реализации плана действий по либерализации визового режима. Ни о каких реальных перспективах присоединения Украины к ЕС Польша говорить не намерена, все сведется опять к общим фразам о "поддержке европейского выбора Украины".

В качестве компенсации Варшава предлагает ослабить визовый режим для стран-участниц "Восточного партнерства" при выполнении обозначенных ЕС критериев "в долгосрочной перспективе". Такое предложение озвучил глава МИД Польши Радослав Сикорски. Тем не менее МИД Украины продолжает демонстрировать дежурный оптимизм- Украина и Еврокомиссия настроены на то, чтобы согласовать все принципиальные положения углубленной и всеобъемлющей ЗСТ до саммита Восточного партнерства, запланированного на 29 сентября, говорится в сообщении украинского МИДа. Как отмечают в ведомстве, такого общего понимания достигли министр иностранных дел Константин Грищенко и еврокомиссар по вопросам торговли Карел Де Гухт в ходе переговоров в Брюсселе 18 июля. Но опять же: речь снова не идет о конкретных сроках подписания соглашения об ассоциации между Киевом и Брюсселем и уж ни при каких условиях Брюссель не готов согласиться закрепить в соглашении положение "об европейской интеграции" Киева.

Тем временем украинские аналитики говорят о возможности начала настоящей торговой войны между Украиной и ТС. В ходе заседания комиссии ТС 15 июля предложения Украины по сотрудничеству с ТС "в формате 3+1" не рассматривались. ТС уже ввёл ряд ограничений на поставку украинской продукции, в середине июля было введено временное ограничение на поставки в ТС животноводческой продукции 28 украинских предприятий (ограничение введено на настоянию ветеринарных служб России, Беларуси и Казахстана). При "умеренном" сценарии введения ограничений на поставки украинской продукции на рынки ТС может дефицит торгового баланса Украины ухудшиться на $0,6-1 млрд, что в нынешней ситуации окажет значительное негативное влияние на макроэкономическую стабильность на Украине.

В случае же эскалации торговой войны между Киевом и ТС (одним из самых серьезных шагов может стать ограничение доступа украинской арматуры на рынки ТС - вопрос об ограничении импорта поднимался российскими металлургами еще в I квартале) последствия для бюджета Украины могут стать просто катастрофичными.

Отложенная евроинтеграция начинает все дороже обходиться Киеву.