Руководитель Северного УГМС: У нас есть опыт кооперации в Арктике

Мурманск, 19 июля 2011, 06:47 — REGNUM  Научные исследования в Арктике, наблюдения за погодой и многое другое делает Северный УГМС, который расположен в Архангельске. Корреспондент ИА REGNUM попросил руководителя этого учреждения Леонида Васильева ответить на ряд вопросов о работе управления.

ИА REGNUM: Леонид Васильевич, какую территорию охватывает Северный УГМС?

Мы - северное управление ГМС - работаем в западном секторе Арктики, зона ответственности - это акватория Белого, Баренцева, Карского моря. Мы охватываем несколько субъектов федерации и порядка 50 полярных станций. Арктика, я отмечу, - это не только море, это еще и суша - Ненецкой АО, Архангельская, Мурманская, Коми Республика и другие регионы. Наше управление - одно из наиболее крупных в России. Мы занимаемся изучением гидрометеорологической обстановки, мониторингом окружающей среды в западном секторе Арктики. Для этого у нас есть научно-исследовательские суда - "Михаил Сомов" и "Иван Петров". Первое из них выполняет доставку грузов на полярные станции, на его борту ежегодно находятся различные экспедиции. Второе судно тоже востребовано, на нем проводятся экспедиции для Росгидромета и других ведомств. Недавно у нас появилось третье судно - "Профессор Молчанов", оно передано нам из Мурманского УГМС. Судно находится в хорошем состоянии, в нем 80 пассажирских мест. На нем можно организовывать экспедиции, познавательные поездки, экотуризм. Это наша будущая база для размещения научных экспедиций.

ИА REGNUM: Меняется ли значимость вашей работы в связи с возросшим интересом к Арктике?

В последние годы в связи с тем, что у нас приняты основы государственной политики в Арктике, развивается работа и определяются границы континентального шельфа в Северном ледовитом океане, повышается значимость нашей службы. В качестве примера можно привести то, что мы в прошлом году на "Сомове" совершили поход по Северному морскому пути до Чукотки - до порта Певек и острова Врангеля. На о-ве Врангеля мы построили здание полярной станции. Это большое событие! Первый проход по Севморпути в обе стороны вызвал большой общественный резонанс, как со стороны муниципальных образований Тикси и Певек, так и со стороны грузоперевозчиков. Мы привезли грузы в Тикси и Певек, а также на полярные станции.

ИА REGNUM: Суда Северного УГМС теперь будут постоянно ходить по этому маршруту? Насколько далеко на Восток вы будете продлять маршруты?

Сейчас решается вопрос о том, чтобы снова дойти до Чукотки. Пока на это еще изыскиваются деньги. Но море Лаптевых - уже совершенно очевидно - мы будем посещать, чтобы снабжать станции Якутского управления. Это наша помощь коллегам, для них это будет более дешевый вариант, потому что осуществлять закупки в Архангельске - это дешевле, чем у них. Транспортная составляющая будет определена из федерального бюджета, поэтому маршруты "Михаила Сомова" будут продлены до территорий Якутского управления гидрометслужбы. А вопрос по поводу Востока рассматривается Министерством природных ресурсов. Там поставлена задача приступить к очистке территории острова Врангеля от металлолома, бочек и т.д. Может быть, будет решен вопрос в 2011 году о выделении нам ресурсов, чтобы мы дошли до о-ва Врангеля и начали работы по очистке. Работы хватит на несколько лет.

ИА REGNUM: Можно ли говорить о том, что планы о взаимодействии регионов в Арктике уже осуществляются?

На примере работы нашего флота можно говорить о начале взаимодействия регионов в Арктике. Оказывая помощь другим регионам, мы тем самым говорим, что нужно восстанавливать роль Архангельска как центра освоения Арктики. Здесь расположены достаточно крупные структуры, которые могут работать по всей трассе Севморпути. Это Гидрометслужба, это филиал гидрографического предприятия, это военная гидрография. Я думаю, что потенциал есть и у Северного (Арктического) федерального университета, с которым мы будем сотрудничать. Им нужно свое арктическое направление подтверждать научными работами, я думаю, что руководство вуза будет этим заниматься. Я считаю, что нужно усиливать роль Архангельска.

ИА REGNUM: На Ваш взгляд, какой город можно считать столицей Северного морского пути - Архангельск или Мурманск?

Мурманск, безусловно, тоже столица Севморпути, потому что там находится Северный флот, там незамерзающий порт, различные научные организации. Именно поэтому Архангельску с Мурманском нужно кооперироваться. Нужно искать пути сотрудничества. Мы такой кооперации достигаем. В этом году мы планируем работать на судне "Михаил Сомов" вместе с представителями института им. Карпинского (Санкт-Петербург). Они хотят задействовать это судно в рамках совместной программы в море Лаптевых. После этого в августе, возможно, наши суда будут задействованы в экспедиции Русского географического общества.

ИА REGNUM: Метеорологические исследования, которые вы проводите, касаются не только моря?

Конечно, мы изучаем воздушную среду, характеристики атмосферы, воды. Ведем весь комплекс наблюдений в круглосуточном режиме. Станции 8 раз в сутки передают данные о погоде. В этом году планируется установить более 10 автоматических станций, сейчас уже работает три. С них данные передаются через спутниковую связь. Установка новых станций поможет улучшить освещение гидрометеорологической обстановки на трассе Севморпути. Автоматические станции будут ставиться там, где ранее были закрыты станции, либо где ранее вообще ничего не было. В перспективе замещение людей техникой действительно будет происходить.

ИА REGNUM: Кто является потребителями исследовательской информации, которую вы производите?

Это всемирная служба погоды. На основе наших и других данных составляются синоптические карты, которыми пользуются все метеорологические службы мира. На основе этих данных составляются прогнозы погоды для общего пользования и специализированные, в частности, для морского транспорта, Минобороны и др. У нас очень много пользователей информации - более сотни. Часть их них получает информацию на платной основе, часть - на бесплатной. Нашей информацией пользуется морской флот. Мы делаем для судов конкретные прогнозы, учитывая их специфику судов и их технические характеристики. В этом и заключается специализированное обслуживание конкретного потребителя. Для флота также крайне важна ледовая информация. Кроме того, наши данные используют в энергопредприятиях, в ЖКХ, в дорожном строительстве и обслуживании. Наши пользователи - это железная дорога, автомобильный и авиатранспорт, речной и морской транспорт...

ИА REGNUM: Как Северный УГМС относится к арктическому туризму? Планируете ли Вы его развивать?

Пока он слабо развит, но, получив новое судно, мы будем заниматься и этим. Мы будем подходить к этому комплексно, ведь, в первую очередь мы должны заниматься исследованиями морской воды, течений, гидрохимического состава воды, можно производить картирование. Но попутно можно осуществлять задачи туризма.

ИА REGNUM: Возможно ли совместить администрацию Северного морского пути с работой Северного УГМС? Это может быть одна организация?

Когда-то так оно и было. До конца 60-х годов все полярные станции входили в структуру Севморпути. Это была структура, которая включала в себя также полярные станции, полярную авиацию, гидрометслужбу, вопросы снабжения, навигационного обеспечения. А потом эта структура была разделена на разные ведомства. Есть ли сейчас необходимость их объединять, я не знаю. У нас сейчас своя система - федеральная служба по гидрометеорологии, в нее входит 23 управления. Есть подразделение, которое выдает разрешения на выход на трассу. На мой взгляд, разговоры о том, чтобы Севгидромету входить в администрацию Севморпути, разговоры вести преждевременно. Этот вопрос можно поднимать, если будет создаваться действительно крупная корпорация Северного морского пути, в которую будут входить все прежние составляющие, на которую будет выделяться финансирование. Но опять же, я не вижу смысла разрывать сеть станций. Мы можем сотрудничать с администрацией Севморпути на договорной основе.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.