"Поскольку наша стратегическая, политическая и экономическая цель - как можно меньше зависеть от России, то Литва обязана строить свою атомную электростанцию и сделала большой шаг в этом направлении. Другого выбора у Литвы просто нет", - сказал сегодня, 16 июля, корреспонденту ИА REGNUM член литовского парламента Пятрас Гражулис, комментируя вчерашнее решение Литвы назвать первым в списке инвесторов в строительство литовской АЭС японский концерн Hitachi.

Гражулис убежден, что "политически мы (Литва и Россия - прим. ИА REGNUM) никогда не договоримся, а экономически Литва всегда будет на вторых ролях".

"Если бы Россия была демократическим государством, то, возможно, и следовало бы рекомендовать нашим бизнесменам участвовать в строительстве АЭС в Караляучасе (депутат Сейма употребил в комментарии одно из литовских исторических названий современной Калининградской области, весьма популярное в Литве, продолжающей неофициально претендовать на эти земли, - прим. ИА REGNUM). Но поскольку Россия имеет свои ясные политические и геополитические цели, она просто попользуется литовскими бизнесменами. Поэтому я не считаю, что было бы правильным участвовать в строительстве БалтАЭС даже на уровне предпринимателей", - заявил Гражулис. - В любом случае, выбор инвестора сделан, и это можно только приветствовать".

Между тем в литовских СМИ уже появились сообщения о том, что "эксперты не могут оценить решение литовского правительства выбрать строителем новой АЭС японский концерн Hitachi вместе с его американским подразделением GE Hitachi", так как не обнародованы никакие финансовые аргументы.

"Это несколько странно. Ведь важны именно экономические условия: как будет строиться атомная станция, кто будет за это платить, по какой цене будет продаваться электричество", - цитирует эксперта Института свободного рынка Жильвинаса Шиленаса газета Lietuvos rytas.

Как уже сообщало ИА REGNUM, первой в списке инвесторов стала компания Hitachi-GE Nuclear Energy. Второй - Westinghouse.

С компанией под первым номером Литва начнет переговоры, а если они окажутся неудачными, начнутся переговоры со вторым инвестором.