Поскольку на протяжении двух лет "следствие систематически нарушает права протерпевшей по делу об убийстве российской правозащитницы и журналистки Натальи Эстемировой", члены международной федерации за права человека (FIDH), правозащитного центра "Мемориал", а также журналисты "Новой газеты" провели собственное расследование, результаты которого были оглашены на пресс-конференции сегодня, 14 июля, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В ходе официального следствия разрабатывались четыре версии убийства Эстемировой: 1) в связи с ее профессиональной деятельностью; 2) с целью дискредитации органов власти Чеченской республики; 3) из личных неприязненных отношений; 4) убита сотрудниками силовых структур Чеченской республики в связи с оглаской ею фактов нарушений прав граждан. Спустя полгода после убийства, 25 января 2010 года, следствие, заявило, что получило доказательства, легшие в основу главной на данный момент версии: похищение и убийство совершены боевиком Алхазуром Башаевым и "другими неустановленными личностями". Поводом для этого стала информация об обнаружении 13 января 2010 года в доме семьи Башаевых схрона, в котором, помимо мощных управляемых ракет и другого оружия, был найден пистолет, из которого была убита Эстемирова, а также фальшивое милицейское удостоверение с фотографией Алхазура Башаева. Позже была найдена машина, на которой увезли Наталью Эстемирову.

Независимые эксперты, анализируя эти факты, пришли к выводу, что удостоверение мог сфабриковать совсем не Башаев, поскольку фотоснимок на удостоверении был смонтирован путем совмещения снимка головы с бланка заявления о выдаче паспорта формы №1 П и изображением формы погибшего к тому времени сотрудника МВД Эльмурзаева А.У. "Мы не можем не задать себе вопрос: кому было проще подделать милицейское удостоверение - Башаеву или же сотрудникам силовых структур? У кого был доступ к этой форме №1 П?", - сказал член совета правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.

В найденной машине не было обнаружено биологических образцов ДНК, которые совпадали бы с образцами, взятыми из-под ногтей убитой Эстемировой, отмечают эксперты. Вызвали подозрение независимых экспертов такие детали, как номера, снятые с машины и спрятанные в багажнике, по которым легко было выйти на владельца, и лежащий внутри салона глушитель, который по анализу резины соответствует фрагменту глушителя, найденному на месте убийства Эстемировой. Но ведь из официального заключения расследования следует, что стреляли в Эстемирову, не используя глушитель, подчеркивают эксперты. Также странно, отмечают они, и то, что подозреваемый в убийстве Башаев, на которого вышли сотрудники МВД, оказался уничтожен 13 октября 2009 года при обстреле грузовика боевиков вертолетом силовиков, а паспорт, найденный на месте взрыва, был абсолютно чистым и целым.

В международный розыск был объявлен также родной брат Алхазура Башаева Анзор, который, как выяснилось, с 7 июля 2009 года находится во Франции, а значит, не виновен в убийстве Эстемировой. "Мы, в рамках, нашего независимого расследования, установили контакт с Анзором, с полицией, с адвокатами во Франции. Мы в присутствии законных представителей потерпевшей Светланы Эстемировой, судебного пристава Французской республики, а также адвоката Анзора Башаева, провели адвокатский опрос и получили в добровольном порядке биологические образцы Анзора Башаева. Анализ был сделан законно и официально уже в Швейцарии, но при этом использовались те методы, которые применяются в ряде стран, в том числе в Российской Федерации. Анализ был завершен уже в России доктором биологических наук Игорем Корниенко. В итоге, при сравнении образцов ДНК было установлено, что следствие в данный момент не обладает фрагментами ДНК Алхазура Башаева, а также, что в могиле боевиков нет останков родного брата Анзора Башаева. Где тогда тело Алхазура? И кто вообще находится в этой могиле? И как тогда был получен этот чистый паспорт якобы убитого Алхазура Башаева? Но самое печальное для нас - это то, что в результате исследования объекты, взятые из-под ногтевых пластин, были полностью израсходованы. Полученные генотипы были недоисследованы, что является жуткой халатностью со стороны следственного комитета! Теперь мы не имеем возможности установить наличие или отсутствие совпадений ДНК Алхазура Башаева и ДНК убийц", - заявил председатель совета правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.

Как заявляют эксперты, неясно также нежелание следствия идти по всем путям - за все это время ни один образец ДНК сотрудников Курчалоевского РОВД не был взят и исследован. "Это уже не расследование, а просто конструирование. Эта версия должны быть проверена, потому что она имеет право на существование!" - добавила член совета ПЦ "Мемориал" Светлана Ганнушкина.

"Рамзан Кадыров несет ответственность хотя бы потому, что на территории Чеченской республики создана атмосфера безнаказанности и беззакония, хотя бы потому, что высшие должностные лица позволяют себе публично, по телевидению, приравнивать правозащитников к боевикам и их пособникам, и одновременно они говорят, что боевиков следует уничтожать без суда и следствия. Понимаете, произнесение такого в условиях Чечни, очевидно, делает само название "правозащитник" очень опасным, практически называет такого человека разрешенной целью", - заявил Олег Орлов.

Независимые эксперты считают, что эффективное расследование убийства Эстемировой возможно только при активном участии потерпевшей стороны, однако потерпевшей стороне было отказано в предоставлении материалах дела официального следствия, что вынудило адвоката семьи потерпевших Романа Карпинского обратиться в Европейский суд по правам человека.

Результаты независимого расследования, проведенного международной федерацией за права человека (FIDH), правозащитным центром "Мемориал" и журналистами "Новой газеты", были переданы президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву лично в руки на собрании по правам человека, которое прошло 5 июля в Нальчике.