Крушение на Волге двухпалубного круизного теплохода "Булгария" является отголоском системного кризиса, поразившего транспортную систему страны, полагают казанские эксперты-политологи, специально для ИА REGNUM прокомментировавшие недавнюю трагедию. Словно в доказательство их слов, с небольшим временным интервалом в Томской области произошла новая катастрофа, на сей раз с самолетом Ан-24, унесшая жизни шестерых человек.

"Инциденты аналогичные трагедии с "Булгарией", по сути, является обыденностью для государств, которые мы по инерции продолжаем называть "странами третьего мира", - полагает профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КГТУ, доктор политических наук Сергей Сергеев. Как он отметил, в Юго-Восточной Азии, Индонезии из-за крайней перегруженности регулярно тонут пассажирские суда. "Их хозяева хотят заработать побольше денег, но неспособны обеспечить всем желающим качественную услугу перевозки. И то, что подобное произошло в России, причем, по тем же причинам - это очень печально, но, как ни крути, реально показывает положение нашей страны в мировой системе координат. Правда, сейчас многие говорят, что трагедия произошла из-за того, что была разрушена отлаженная транспортная система, действовавшая в СССР. Абсолютно не согласен с такой точкой зрения, хотя бы потому, что в советские годы, например, произошла куда более масштабная трагедия с лайнером "Адмирал Нахимов". И виной тому - наши традиционные разгильдяйство и упование на авось. Сейчас такие случаи стали происходить чаще, поскольку при старых методах управления так и не удалось создать новую экономику. Конечно, как это у нас бывает, российское руководство предпримет определенные меры, например, запретит использовать суда подобного класса, да еще такие древние. Но на этом все и закончится. Невольно возникает вопрос: неужели для того, чтобы начать преобразования, следует ждать человеческих жертв?", - отмечает Сергеев.

"Основная причина того, что произошло, кроется в диком процессе накопления и перераспределения капитала, который был свойственен российскому бизнесу эпохи становления", - считает доктор политических наук, профессор Владимир Беляев. По его словам, "заданные в те времена нормы никуда не ушли, люди так и не научились договариваться понимать, поддерживать руг друга, в этой системе отношений не нашлось места и такой "банальности", как права клиентов".

"Та нищета, в которую продолжает скатываться наше общество, только усугубила это явление: чтобы обеспечить себя люди стремятся заработать больше, перерабатывают, хозяева бизнесов, чтобы удовлетворить собственные потребности и выполнить условия своих работников, берут больше заказов. Поэтому ситуация с перегруженным теплоходом, который на следующий день после злополучного рейса должен был отправиться в тур до Волгограда, не удивительна, а скорее показательна. Если в советские годы людям не приходилось тратиться на систему жизнеобеспечения - здравоохранение, образование, то теперь все стоит денег. Безусловно, после катастрофы грядет некая вспышка активности со стороны властей, будут некоторые косметические изменения. Но, следует понимать, что модернизировать следует всю систему, и речь идет не только о транспорте, но об управлении государством в целом. Для того чтобы этот процесс был успешен власть должна заручиться поддержкой народа. Но сегодня этого нет, а олигархи и чиновники, на которых она опирается, составляют ничтожный процент населения России", - считает Беляев.

"Конечно, мы имеем дело с системным фактором, - уверен профессор кафедры политологии Казанского (Приволжского) федерального университета Андрей Большаков. - В России морально устарел парк гражданской авиации, самолеты падают постоянно, пилотов профессионалов становится все меньше, среди молодого поколения их очень мало. Те же проблемы и с речным флотом: поначалу это было более заметно в грузовом и рейсовом направлениях, но вот теперь пришло время и туристических частных компаний. По большему счету это уже не первый факт крушения круизного лайнера, до этого, правда, с меньшими жертвами, был случай с теплоходом на Енисее. Очень хочется надеяться не то, что руководство страны осознает уровень проблемы и не спишет произошедшее на пресловутый человеческий фактор. Потому что страдает престиж страны - речной туризм востребован, причем как среди граждан России, та и иностранцев. Ну, а самое главное - гибнут люди, что просто недопустимо в цивилизованном государстве".