Совместные предложения правительства Москвы и правительства Московской области предусматривают увеличение площади Москвы на 144 тыс. га (со 107 тысяч до 251 тысяч га), или в 2,35 раза. По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM в пресс-центре столичного правительства, расширение границ города произойдет в западном, юго-западном и южном направлениях - главным образом за счет территории, ограниченной Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги.

Выбор этой территории для расширения Москвы столичные и подмосковные власти объясняют рядом причин. Во-первых, полагают чиновники, она обладает оптимальноым месторасположением для выполнения столичных функций Москвы по совокупности градостроительных, транспортных и экологических факторов. Сыграла свою роль и сравнительно слабая урбанизация этого сектора Московской области. В настоящее время здесь проживает 250 тысяч человек, а фонд застройки составляет лишь 12 млн. кв. м. К тому же исторически на западе и юго-западе размещаются объекты, способствующие выполнению Москвой функций столицы (включая правительственный аэропорт).

Потенциал развития новой территории столицы дает возможность построить объекты общей площадью около 105 млн. кв. м (в том числе 60 млн. кв. м жилья и 45 млн. кв. м зданий общественно-делового назначения), причем плотность новой застройки будет существенно ниже (в 2-2,5 раза), чем в пределах МКАД, отметили в правительстве Москвы. Это, по мнению разработчиков проекта, позволит предоставить жилье 2 млн. москвичей и создать более 1 млн. новых высококвалифицированных рабочих мест. На новых территориях Москвы предполагается размещение федеральных органов государственной власти, органов власти города Москвы, объектов международного финансового центра, научно-образовательного и инновационного кластеров, включая инновационный центр "Сколково".

Расширение территории Москвы власти обоих субъектов Федерации намерены увязать и с решением транспортных проблем Московского региона. В частности, планируется осуществить постепенный переход от радиально-кольцевой к ортогональной структуре транспортных связей в столичном регионе, обеспечивающей разгрузку исторического центра Москвы от транзитного движения транспорта.

В частности, предполагается формирование внутри существующих границ города Москвы трех хордовых направлений и реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) с целью минимизации транзитного автомобильного движения через город, реконструкция радиальных направлений на головных участках за МКАД и реконструкция поперечных направлений в зоне 15-20 км от МКАД.

Что касается дальнейшего развития метро, то в планах властей столичного региона - строительство новой линии метрополитена в Сколкове, продление линии метрополитена от станции "Юго-Западная" на два перегона - "Тропарево" и "Румянцево", продление линии метрополитена от Южного Бутова на один-два перегона в район Коммунарки. Железнодорожный транспорт предполагается развивать прежде всего в западном, юго-западном и южном направлениях. Планируется и строительство двух железнодорожных вокзалов на Киевском и Курском направлениях МЖД в районе пересечения с автомобильной дорогой А-101, а также строительство соединительных железнодорожных путей между Смоленским и Киевским направлениями МЖД, модернизация и продление Усовской железнодорожной ветки. Не потерял своей актуальности и проект скоростного трамвая: в планах - строительство линий скоростного трамвая "преимущественно в широтном направлении". Параллельно столичные власти намерены создавать систему транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).

"Размещение на новой территории органов государственной власти, объектов международного финансового центра, университетских центров, объектов здравоохранения и спорта, активное жилищное строительство снимут избыточную концентрацию населения и рабочих мест в историческом центре Москвы, - полагают в мэрии. - Будет задана принципиально новая градостроительная стратегия развития всей московской агломерации, обеспечивающая гармоничное развитие и создание комфортных условий проживания для почти 20 млн. жителей Москвы и Подмосковья".