МКФ "Золотой абрикос": Армения как перекресток культур и цивилизаций

Ереван, 9 июля 2011, 15:18 — REGNUM  " Вряд ли можно встретить сферу политики, которая бы не нашла своего отражения в искусстве, в частности - в кино. Как и нет искусства, которое бы в какой-то мере не занималось политикой, назовем это культурной политикой, или как-то иначе. Особенно, если речь идет о кинофестивале - культурном событии, которое играет определенную роль в жизни общества и государства. У каждого фестиваля есть своя программа, преследующая определенные цели и задачи - как сугубо творческие, так и политические. И в этом смысле международный кинофестиваль "Золотой абрикос" - не исключение". Об этом заявил заслуженный деятель искусств Армении, учредитель и директор Международного кинофестиваля "Золотой абрикос", кинорежиссер Арутюн Хачатрян в интервью корреспонденту ИА REGNUM

ИА REGNUM: Это время года в Армении традиционно ассоциируется со знойной погодой и сбором урожая абрикосов, или, как говорили древние римляне, "армянского яблока" - Armeniaca vulgaris. Некоторое время назад появилась новая ассоциативная параллель с сугубо "армянским фруктом" - инициированный Вами фестиваль, который стартует завтра. Обильный выдался в этом году киноурожай?

- "Золотой абрикос" проводится с 2004 года и считается одним из самых престижных в регионе. Чтобы не быть голословным отмечу, что в прошлом году наш фестиваль удостоился главной премии Международного союза кино, телевидения и спорта Ficts Plate D'honneur. Другое свидетельство, в этом году мы получили, можно сказать, рекордное количество заявок - 630 фильмов из 81 страны. То есть нас знают, в нашу программу стремятся попасть. После селекции были выбраны 150 картин из 45 стран.

ИА REGNUM: Это достижение политики искусства или же искусства политики? Каковы политические приоритеты и творческие амбиции "Золотого абрикоса" в культурно-политическом пространстве, как я понял, не только Армении и региона, но и гораздо шире?

- Девиз фестиваля - "На перекрестке культур и цивилизаций". И мы стараемся соответствовать изначально выбранной идее и привлекать к участию в фестивале фильмы из всех уголков мира, картины самых различных культур, направлений, творческих и эстетических подходов. Главные критерии - высокий художественный уровень и авторское кино. Мы не занимаемся шоу-бизнесом, мы не занимаемся коммерцией. Мы пытаемся наладить диалог культур как основы мирного добрососедского сосуществования и совместного развития. И не мне судить - в этом больше политики или же искусства.

ИА REGNUM: За эти 8 лет подвергались ли каким-либо изменениям формула и программа фестиваля, уточнялись ли задачи, скажем так, по политическим причинам, в связи с изменившимися установками в армянском обществе или в мире?

- Первая цель, которую мы старались достичь при проведении фестиваля, была связана с состоянием кино внутри республики. Кинематограф был полностью разрушен. Выросло поколение, которое не видело фильмов на киноэкране, которое питалось видеоподделками - низкопробными, полуэротическими - полупорнографическими мелодрамами, пропагандирующими культ силы и насилия боевиками. И мы поставили своей задачей пробудить как в этом, так и в последующих поколениях тягу к настоящему искусству, к авторскому кино. Мне кажется, это нам удается. По крайней мере, радостно видеть в зрительской аудитории так много молодых людей. Вторая наша цель или политика -присутствие на фестивале известных деятелей кино, культовых режиссеров и актеров. Но привозить их не просто в роли туристов или "свадебных генералов", а и вовлекать в обсуждения, в проведение мастер-классов. Чтобы постоянно происходил обмен мнениями, энергией, личным и профессиональным опытом. Если это удается, то наши гости, уезжая, становятся самыми горячими поклонниками не просто отдельно взятого фестиваля, но и уже Армении, ее народа, исторического и культурного наследия.

ИА REGNUM: Насколько мне известно, частые гости фестиваля - турецкие кинематографисты. Более того, в прошлом году главный приз "Золотого абрикоса" был вручен турецкому кинорежиссеру Рехе Эрдему за фильм "Космос". Специального приза председателя жюри удостоилась лента турецкого режиссера Озджана Аппери "Осень". Это тоже часть политики фестиваля? Не возникает ли проблем в этом вопросе?

- Призы вручает жюри, которое состоит из известных творческих личностей, которых вряд ли можно заподозрить в излишней приверженности к политическим играм. В частности, наше жюри игровых фильмов в этом году возглавляет известный британский кинокритик Дерек Малькольм. Интерес же не только к турецкому, но и к иранскому кино, которые в мире пользуются повышенным спросом, носит особый характер. Мы хотим, чтобы наши гости, среди которых немало организаторов других фестивалей, знакомились с лучшими лентами региона именно в рамках "Золотого абрикоса". К примеру, кинофестиваль в этом году откроется фильмом "Заверенная копия" иранского режиссера Аббаса Киарустами, который в прошлом году удостоился премии Каннского кинофестиваля. Могу сказать, что всемирно известный кинематографист из Ирана - наш частый гость и хороший друг Армении. Покажем также фильм турецкого режиссера Бильге Джейлана "Однажды в Анатолии", который получил Гран-при в Каннах. Что же до внешнеполитических взаимоотношений нашей страны с соседями, то в рамках фестиваля всегда царит исключительно дружелюбная и открытая атмосфера. Сказывается генетическая особенность армянской нации. Пребывая в чрезвычайно сложнейших геополитических условиях и в постоянном напряжении, армянин в своем доме не испытывает враждебности к "чужим".

- ИА REGNUM: А армянские фильмы и кинематографисты удостаиваются подобного приема в той же Турции?

- Разумеется. Даже более того, в настоящее время наши молодые кинематографисты осуществляют вместе с турецкими коллегами совместный проект, который носит название "Армяно - турецкая платформа". Могу с полной ответственностью заявить, что все фильмы, все сюжеты проекта носят, так сказать, проармянский характер. Ни в одной работе нет ни намека на антиармянские настроения или мотивацию. Это уже действительность вносит свои коррективы и в политику, и в кино. Скажу также, что как отдельные отечественные фильмы, так и программы "Золотого абрикоса" - частые гости турецких кинофестивалей. И все это проходит всегда на достойном и высоком уровне. По этому поводу, всегда повторяю: "Кино не знает границ". Кстати, могу привести пример и из несколько иной плоскости. При всех перепадах внутриполитической сложной ситуации в Армении отношение к фестивалю со стороны как оппозиционных, так и провластных сил одинаково позитивное. Говорю - "к фестивалю", подразумевая и отдельные картины, и отдельных кинематографистов. Вот вам и взаимодействие политики и искусства.

- ИА REGNUM: Есть ли другие политические "отклонения" в программе кинофестиваля?

- Мы собираемся представить программу "Кино стран СНГ: 20 лет независимости". Реальность такова, что за последние 20 лет творческие связи между кинематографистами стран СНГ ослабели, более того - утеряны контакты, нарушено общее культурное пространство, подчас мы не имеем достоверной информации, что происходит у наших соседей, какой путь проделали их кинематографии за последние 20 лет. Вот мы и поставили перед собой новую цель - способствовать восстановлению общего гуманитарного и культурного пространства Содружества, единого кинематографического пространства. Содействовать установлению постоянных творческих, культурных, деловых и просто человеческих связей и отношений на всем пространстве Содружества. В этой программе принимают участие наши коллеги почти из всех стран - участниц СНГ - Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Россиии, Таджикистана, Узбекистана, Украины. Будут показаны фильмы Ермека Турсунова и Фархата Шарипова, Александра Котта и Романа Балаяна, 70-летний юбилей которого мы также обязательно отметим на нашем фестивале. Замкнем, так сказать, цепь, в которой главная политика - творческая личность.

Беседовал Валерий Гаспарян

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
01.05.17
Еще одна заявка украинских раскольников на официальный статус
NB!
01.05.17
Нефть и газ Казахстана: тенденции и перспективы
NB!
01.05.17
Бомбардировка Герники как символ «нового порядка»
NB!
01.05.17
Армяно-индийские отношения: интенсивного развития придется подождать
NB!
01.05.17
Баку подбивает Турцию на неоправданный риск
NB!
01.05.17
Украина против «Газпрома»: крючкотворство и фантастические претензии
NB!
01.05.17
Художник, создавший символы свободы и неизбежности борьбы за нее
NB!
01.05.17
Комедия для перенапрягшегося мозга: без претензий и намеков на смысл
NB!
01.05.17
Будущее: Человек модульного типа и одноразового использования
NB!
01.05.17
Разводка Японии и Южной Кореи: в чем взаимный интерес США и Китая
NB!
01.05.17
Голый зад в Владимиро-Суздальском музее-заповеднике: невозможное возможно
NB!
01.05.17
Повлияют ли рейтинги губернаторов на итоги президентских выборов?
NB!
30.04.17
Война России и США на Ближнем Востоке: сценарий из недалекого будущего III
NB!
30.04.17
Дети говорят о войне: акция памяти на Ставрополье — фоторепортаж
NB!
30.04.17
Дружба США и Китая: пугающая реальность или сиюминутная конъюнктура?
NB!
30.04.17
Изнасилованная Окинава
NB!
30.04.17
В Калужской области скончался беженец с Донбасса, которому не дали убежища
NB!
30.04.17
Неделя в НХЛ: полуфинал Кубка Стэнли — в самом разгаре
NB!
30.04.17
Как Данияр Акишев управляет Национальным банком Казахстана
NB!
30.04.17
Украина готовится к авиационной атаке на Донбасс
NB!
30.04.17
Выборы в Иране: Джахангири в президенты, Рухани в рахбары?
NB!
30.04.17
Столичная «кошмарная демонстрация обрубков»: инвалиды требуют войны