В армянских СМИ и социальных сетях продолжается бурное обсуждение так называемой "проблемы Гандзасара". Напомним, что несколько дней назад фотограф Арег Балаян опубликовал в соцсети Facebook фотографии жемчужины армянского средневекового зодчества - монастыря XIII века Гандзасар, который находится в Нагорном Карабахе. По фотографиям видно, что стены монастыря облицовываются травертиновыми плитами. Молодежная инициатива "Не будем молчать" ударила в набат, опубликовав сообщение, согласно которому эти работы проводятся по указанию известного московского бизнесмена и благотворителя, уроженца здешних мест Левона Айрапетяна.

С разъяснениями выступил и начальник управления по охране и изучению исторических памятников при правительстве Нагорно-Карабахской Республики Слава Саркисян. Он сообщил, что еще в мае нынешнего года в управление поступило письмо из Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви, в котором в качестве лица, готового финансировать эту идею, значилось имя Левона Айрапетяна. Управление тогда отказало в ходатайстве, поскольку облицовка стен Гандзасара могла повредить историческому духу комплекса. Саркисян отметил, что облицовочные работы являются незаконными. По его мнению, облицовка может помешать комплексу войти в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Молодежная инициатива "Не будем молчать" обратилась к Левону Айрапетяну с призывом срочно пресечь осуществляемый в Гандзасаре вандализм, с осторожностью удалить "безвкусные плиты, вернув стене ее исторический вид". В сообщениях молодежных активистов говорится, что им удалось связаться с Левоном Айрапетяном, который сообщил, что "стена, окружающая Гандзасар, возведена вовсе не в раннем средневековье, а некачественно построена в 80-ых годах XX столетия". "По словам Айрапетяна, к настоящему времени стена начала рушиться, для предотвращения чего он и решил облицевать ее травертиновыми плитами из того месторождения, камнями которого в 13-ом веке был возведен Гандзасарский монастырь", пишут инициаторы акции "Не будем молчать".

"Вызывает недоумение тот факт, что начальник управления по охране и изучению исторических памятников при правительстве НКР в своих интервью армянским СМИ периодически подтверждает принадлежность стены к XIII веку. Тем временем, глава Арцахской епархии ААЦ Паргев Мартиросян вместо того, чтобы оповестить прессу о том, что стена была возведена лишь 30 лет назад, и тем самым угасить возникший бессмысленный шум, воздерживался от комментариев, что, согласно бытующим в Карабахе слухам, обусловлено его разногласиями с Левоном Айрапетяном. Фактически, предстоятелю Арцахской епархии просто была на руку дискредитация мецената. А то, что главу Арцахской епархии, как впрочем, и большинство высших сановников ААЦ, больше интересуют не христианские заповеди, а девицы с пышными формами и последние модели элитных иномарок, в Армении известно всем. Как ни парадоксально звучит, но крест на груди служит для них своего рода индульгенцией для безнравственного образа жизни", - отмечают молодежные активисты в защиту храма.

В этой связи возникает несколько вопросов. Во-первых, опубликованные снимки обнаженной кладки стены совершенно не производят впечатления "советского новостроя". Напротив, кладка весьма напоминает именно образец средневекового строительного мастерства. Собственно, именно об этом говорится и в комментарии специалиста - руководителя республиканского управления по охране и изучению исторических памятников. Непонятно, почему его мнение с порога отвергается.

Во-вторых, удивляет нетерпимый, разнузданный тон, взятый в отношении предстоятеля Арцахской епархии. Не приходится спорить, что в последнее время некоторые иерархи Армянской Апостольской церкви действительно совершили ряд действий, которые никак не укладываются в традиционно высокий духовно-нравственный облик священнослужителя. Но как раз к пастырю Арцахской епархии, архиепискому Паргеву Мартиросяну это ни в коей степени не относится. Арцахский предстоятель не замечен в богопротивных деяниях, которые ему огульно и бездоказательно пытаются приписать.

Кстати, пресс-канцелярия Арцахской епархии ААЦ сообщила, что "проводятся дополнительные консультации с управлением по туризму при правительстве НКР, связанные с проблемой облицовки монастыря XIII века Гандзасар". Чем бы ни закончилась данная история, ее негативные последствия очевидны уже сейчас. Достаточно сказать, что попытка представить тот или иной фрагмент храма XIII века в качестве недавней постройки способна дать богатую пищу для комментариев представителям тех сил, которые постоянно пытаются доказать, что армяне в Карабахе являются "пришлым элементом" и говорить об исторической принадлежности этого края армянскому миру не приходится. Поэтому вполне допустимо предположение, что скандал получит свое продолжение, причем выйдет за пределы чисто локального происшествия.

Ануш Левонян - обозреватель (Еревана)