Иран не оставляет попыток духовной экспансии на территорию Татарстана

Казань, 8 июля 2011, 16:15 — REGNUM  В Казани состоялась встреча премьер-министра Республики Татарстан, исполняющим на период отпуска Рустама Минниханова обязанности президента, Ильдара Халикова с официальной делегацией Исламской республики Иран во главе с руководителем Организации по делам хаджа Саидом Али Газиасгаром.

Беседуя с иранскими гостями, Ильдар Халиков поблагодарил правительство этой страны за ковры, подаренные для расположенной в казанском кремле мечети Кул Шариф, а кинематографистов Ирана - за активное и регулярное участие в Международном фестивале мусульманского кино, ежегодно проходящем в Казани. "Мы рады, что наши отношения, во-первых, долговременные, а во-вторых, становятся все более и более активными, благодаря усилиям консульства и посольства, - сказал и.о. президента. - Уверен, что ваш визит позволит еще более увеличить количество контактов Ирана и Татарстана".

Со своей стороны представители иранской делегации предложили татарстанской стороне услуги специалистов, которые могли бы переводить на русский язык и представлять в республике труды ведущих шиитских религиозных деятелей. Также они выступили с инициативой направлять на обучение в Иран священнослужителей из Татарстана.

Между тем действующий президент Татарстана Рустам Миниханов, в недавнем интервью радиостанции "Эхо Москвы" объяснил увеличение в республике фактов проявлений исламского экстремизма следующим образом: "Эту проблему мы получили, когда наши молодые люди поехали в некоторые страны на учебу и получили там порцию тех знаний, которые нам не свойственны. Татары, в целом, исповедуют толерантный ислам. Но получилось так, что молодые люди, которые получили хорошее богословское образование за рубежом, по уровню образованности оказались выше татарстанских священнослужителей и стали вести ту проповедь, которая неприемлема для нас".

С другой стороны интерес зарубежных исламских центров к Татарстану стабильно высок. Так, в Казани работают генеральные консульства Турции и Ирана, и, например, супруга иранского консула ведет кружок в одном из детских учреждений дополнительного образования.

"В целом, духовные претензии Ирана на территорию Татарстана не находят отклика в республике, - считает руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов. - Присущий этой стране ислам шиитского толка исповедуют в основном проживающие на территории Татарстана азербайджанцы. Активных прихожан среди них, по моим наблюдениям, человек 250. И ходят они, в основном, в Закабанную мечеть, где молятся отдельно от всех остальных верующих. Дело в том, что духовная практика шиитов позволяет им молиться в суннитских мечетях и даже не афишировать свои религиозные убеждения. В 2007 году, когда в Казани открывалось генеральное консульство Исламской Республики Иран, Тегеран настаивал на открытии в Казани шиитской мечети. Но этого не произошло, поскольку идея встретила жесткую отповедь со стороны Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) и не была поддержана руководством Татарстана".

"Татарстанская власть заигрывает с двумя крупнейшими исламскими мировыми центрами: ваххабитской Саудовской Аравией и шиитским Ираном, набирая различные, в первую очередь финансовые и экономические преференции от них, но при этом стараясь не допустить их духовных эмиссаров в республику, - полагает руководитель Центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР) Александр Салагаев. - Но, защищая суннистский ислам ханафитского толка для татар, официальная Казань совершенно ничего не делает для защиты целостности русского православия в Татарстане. Так, в республике, в отличие от всей остальной России открыто действуют многочисленные протестантские и сектантские течения, которые имеют здесь не только молельные дома, но и открывают собственные школы, получая на это соответствующие образовательные лицензии. При участии руководства Татарстана и Казани в городе был возведен крупный католический собор, исторически действуют лютеранская кирха, старообрядческие храмы. То есть, по сути, возведя единство мусульман в ранг государственной политики, татарстанское руководство относится к христианам согласно древнему принципу - "разделяй и властвуй".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail