Депутат петербургского парламента, член Президиума петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Алексей Ковалев публично ответил заместителю министра культуры РФ Андрею Бусыгину по поводу ситуации с Василеостровским трамвайным парком. В редакцию ИА REGNUM поступил ответ депутата, который мы приводим дословно.

"6 июня 2011 года в Министерство культуры Российской Федерации подано заявление о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) выявленного объекта культурного наследия "Ансамбль "Василеостровский вагонный парк Санкт-Петербургского электрического трамвая, 1905-1908 гг., 1913-1915г., гражданские инженеры Л.Б.Горенберг, Ф.О.Тейхман, А.А.Ламагин, инженер А.Г.Коган (Василеостровский трамвайный парк)" по адресу: г.Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., дд. 77-79 (квартал, ограниченный Малым и Средним пр., 19 и 24 линиями В.О)" (далее - Василеостровский трамвайный парк), с категорией историко-культурного значения "объект культурного наследия федерального значения" и подготовки проекта соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации.

К данному обращению были приложены документы, в том числе - заключение историко-культурной экспертизы, содержащее вывод о включении указанного объекта в Единый государственный реестр как объекта культурного наследия, а также сведения, предусмотренные статьей 17 и частью 3 статьи 20 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

В силу пункта 2 статьи 18 названного Федерального закона объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия указанных в статье 17 настоящего Федерального закона документов.

29 июня 2011 года заместителем министра культуры РФ Бусыгиным А.Е. подписан ответ, что Министерство "не может принять выводы" государственной историко-культурной экспертизы в связи с имеющим место (по мнению Министерства) несоответствием заключения экспертизы требованиям пунктов 20, 28 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569 (далее - Положение о государственной историко-культурной экспертизе).

Необходимо отметить, что наличие вывода экспертизы об отнесении комплекса Василеостровского трамвайного парка к объектам культурного наследия и о включении его в Реестр Министерством не оспаривается.

В соответствии со статьей 17 указанного Федерального закона к обязанностям федерального органа охраны культурного наследия отнесено представление в Правительство Российской Федерации пакета документов, необходимых для принятия решения о включении объекта культурного наследия в Реестр, включая (как следует из содержания п. 2 ст. 18 Федерального закона) заключение государственной историко-культурной экспертизы и иные документы, приложенные к моему заявлению. Само решение о включении (отказе во включении) объекта культурного наследия в Реестр принимается, согласно п. 9 ст. 18 Федерального закона, актом Правительства Российской Федерации.

Федеральный закон и Положение о государственной историко-культурной экспертизе не содержат положений, позволяющих органам охраны объектов культурного наследия признавать недействующим либо отменять заключение государственной историко-культурной экспертизы, даже в случае нарушения порядка ее проведения. Орган охраны объектов культурного наследия вправе только лишь выразить свое несогласие с заключением, а также провести повторную экспертизу (п. 2 ст. 32 Федерального закона, п. 30-34 Положения). Основания для того, чтобы заключение государственной экспертизы считалось ничтожным, предусмотрены п. 10 Положения о государственной историко-культурной экспертизе. Таковые основания в данном случае отсутствуют.

Из этого следует, что Министерство культуры РФ не обладает полномочиями по отклонению заключения историко-культурной экспертизы, признанию его недействующим либо незаконным. В рассматриваемом случае Министерство культуры РФ, более того, не обладает полномочиями по принятию какого бы то ни было решения по заключению экспертизы и обязано представить его на рассмотрение Правительства Российской Федерации. При этом Министерство культуры РФ как уполномоченный федеральный исполнительный орган государственной власти обязано подготовить проект акта Правительства РФ о включении данного объекта в Реестр либо об отказе во включении его в Реестр. Естественно, что какие-либо нарушения, допущенные при проведении экспертизы, могут быть основаниями для Правительства РФ при принятии решения об отказе во включении объекта в Реестр, однако это не дает права Министерству самостоятельно "не принять" выводы экспертизы.

Таким образом, до решения Правительства РФ о включении объекта в Реестр либо об отказе в его включении настоящее заключение государственной историко-культурной экспертизы является действующим актом, содержащим предусмотренные законом выводы. Поступление указанного заключения и иных предусмотренных законом документов в Министерство культуры РФ означает, что с 6 июня 2011 года исторический комплекс зданий трамвайного парка является выявленным объектом культурного наследия. Какие бы то ни было возражения Министерства культуры РФ по форме заключения экспертизы не означают утрату юридической силы заключения либо отсутствие у данного объекта правового режима выявленного объекта культурного наследия.

Указанный ответ заместителя Министра культуры РФ Бусыгина А.Е. от 29.06.2011 № 470-01-68-АБ составлен в выражениях, не соответствующих действующему законодательству, что вызывает предположение о возможной заинтересованности в обеспечении интересов лиц, планирующих застройку территории исторического трампарка. Возможно речь идет об умышленном введении потенциального инвестора в заблуждение относительно правового статуса объекта в целях создания видимости того, что объект культурного наследия охраняется в границах, установленных распоряжением Комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от 29.09.2009 № 10-28 "О включении выявленных объектов культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (порядковый номер 1.2.), согласно которому охране подлежат лишь части исторических вагонных сараев (т.н. полусараи 2, 4, 6) в качестве объектов культурного наследия регионального значения, а не весь исторический ансамбль.

Между тем, по имеющейся в моем распоряжении информации, СПб ГУП "Горэлектротранс" заявил о своем намерении отказаться от обеспечения сохранности объекта с момента заключения соглашения о реализации проекта с инвестором".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, комитет по культуре администрации Санкт-Петербурга заявил о подготовке к созданию музея городского электротранспорта и сбору экспозиции. В то же время частично на территории трампарка планируется реализация крупного инвестиционного проекта - строительство "Дворца искусств" и комплекса офисной и гостиничной недвижимости. Проект предполагается осуществить на ачалах частно-государственного партнерства между правительством Санкт-Петербурга и крупным венгерским девелопером TriGranit. Договора планируется подписать 9-11 июля в рамках Санкт-Петербургского кинофестиваля.