Конституционный суд России сегодня, 7 июля, признал некорректным применение исключительно пропорциональной схемы выборов муниципалитетов в небольших сельских поселениях с малым числом депутатов. Как разъяснили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе КС, толкователи Основного закона страны подчеркнули, что право региона определять систему местных выборов, конечно, неоспоримо - хоть партийную, хоть мажоритарную. Местное сообщество, в свою очередь, закрепляет этот выбор в уставе муниципалитета. Однако при избрании только пропорциональной схемы формирования совета в маленьких поселениях возникает несправедливость - федеральные парти становятся единственными субъектами процесса. Они совершенно не обязаны принимать в свои ряды беспартийных кандидатов, поэтому, как подчеркивается в официальном сообщении, "возникает противоречие между индивидуальным пассивным избирательным правом гражданина и соответствующими правами политических партий".

Следовательно, при "незначительном числе депутатов в пунктах с малочисленным населением" могут привести к недостоверном отражению воли избирателей. Федеральным законодателям следует определить пределы использования пропорциональной системы выборов - к таком выводу пришел сегодня КС. Причем российский парламент должен выделить "критерии допустимости использования партийной системы", в том числе при смешанной схеме избрания, в крайне сжатые сроки - за полгода. Крайний срок выпадает на декабрь. Получается, что Государственная Дума РФ обязана пересмотреть муниципальные избирательные правила либо до своего переизбрания в декабре 2011 года, либо одним из первых решений нового созыва.

Судебные постановления по делам заявителей в КС должны быть пересмотрены, а оспоренные законы их региона - Челябинской области - признаны не конституционными. Речь идет об истории, которая приобрела уже характер прецедента. В КС обращались два неудачных кандидата в депутаты сельского совета села Хомутино (1900 жителей) Челябинской области Юрий Гурман и Иван Болтушенко при поддержке российского уполномоченного по правам человека Владимира Лукина. Гурман и Болтушенко баллотировались в сельский муниципальный совет села Хомутино, начиная с 1996 года, и даже побыли депутатами одного созыва - с 2004 по 2009 год. Но на очередных выборах в 2009-м местный избирком отказал Гурману в регистрации кандидатом, так как он был самовыдвиженцем - а по Уставу сельского поселения новый созыв сельсовета из 10 депутатов должен был быть сформирован исключительно на пропорциональной основе. К партийным спискам ни Гурман, ни Болтушенко не примкнули, так как "не разделяли их предвыборные программы". Несостоявшиеся кандидаты пытались оспорить введение партийных выборов с полным отказом от мажоритарной схемы в судах общей юрисдикции, причем подвергли сомнению не только Устав Хомутино, но и областной закон о муниципальных выборах. Но региональная Фемида пришла к выводу, что нормативные акты полностью соответствуют федеральным требования. Напомним, согласно последним изменения в федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав (утверждены Советом Федерации в марте 2011 года), все избираемые напрямую муниципальные советы численностью больше 20 человек обязаны перейти на выборы хотя бы половины своих членов по пропорциональной схеме. Кроме смешанной системы формирования, им также разрешено выбрать полностью партийную основу, но никак нельзя остаться полностью мажоритарными. Как будут избираться советы, где меньше 20 депутатов - должны решить парламенты регионов. Законодатели субъектов Федерации вольны выбрать любой из трех вариантов: пропорциональный, смешанный или мажоритарный.

Новация в федеральное законодательство внесена по инициативе президента Дмитрия Медведева. Она не касается только городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, где действуют собственные, отличные от остальной России правила работы ОМСУ.