В Туве идея перехода к сити-менеджменту в управлении поселениями поддержана большинством муниципалитетов, главы которых до сих пор избирались прямым всеобщим голосованием. Инициатором обсуждения стала Ассоциация муниципальных образований Тувы, возглавляет которую глава столичного округа и председатель Кызылского хурала представителей Виктор Тунёв, сообщили ИА REGNUM в пресс-службе тувинского правительства.

По мнению Тунёва, модель профессионального управления поселениями, "обкатанная" в трети муниципалитетов республики, показала, что на сегодня это "единственный опробованный инструмент повышения эффективности и ответственности самого близкого к населению уровня власти".

1 июля вопросы перехода на систему сити-менеджмента рассматривались на совещании членов ассоциации - глав местных хуралов представителей, муниципальных администраций - с участием вице-премьера Тувы Артура Монгала, курирующего в правительстве республики взаимодействие с органами местного самоуправления, а также министра юстиции Шолбана Монгуша, министра финансов Юрия Килижекова и полпредов премьера республики в муниципальных образованиях. Ассоциация муниципалитетов, в частности, высказалась за новую систему управления, подразумевающую выбор глав поселений с представительскими функциями из числа депутатов и назначение сити-менеджера, ответственного за городское хозяйство.

В настоящее время по такой системе работает менее половины всех муниципалитетов республики. В 72 сельских поселениях из 120 главы избираются всеобщим голосованием и занимают по два, а иногда и сразу три руководящих поста - главы поселения, председателя администрации и сельского хурала представителей. Практика такой организационной модели показала, что именно она вызывает у населения больше всего нареканий теми злоупотреблениями, которые позволяют себе народные избранники. Это, к примеру, явно криминальные действия, как в случае с главой поселка Каа-Хема, который распределял земельные участки и недвижимость в пользу аффилированных лиц, или полное бездействие, когда, как в тоджинском селе Чазылары, чиновница вместо работы на благо односельчан занималась исключительно расширением личного магазина.

Там, где полномочия местных властей четко разделены на политическую и хозяйственную, число жалоб на органы самоуправления не меньше, но они разительно отличаются от первых по характеру - менеджеров критикуют не за безделье или беззакония, а за качество их дел. Одно это, полагают в ассоциации, дает право на переход всех поселений к единой схеме сити-менеджмента. За институт сити-менеджеров говорит и опыт развития западной демократии, где он считается обычным явлением и всего лишь одним из видов управления. Система, при которой муниципалитетами руководят мэры, избираемые депутатами местных советов, и сити-менеджеры, используется в каждом четвертом городе США и в большинстве городов Великобритании.

Более того: коллеги поддержали Виктора Тунёва и в начинании, которое пока еще слабо распространено в России, - о переводе должности избираемых из числа депутатов глав поселений численностью населения до 1 тыс. человек на общественную основу. Это новшество предполагает, что главы таких муниципалитетов не будут получать зарплату чиновников, а должны исполнять свои обязанности, совмещая их с местом основной профессиональной деятельности. Благодаря этому решению упраздняются сразу несколько лишних, по мнению Тунёва и его сторонников, и обременительных для местных бюджетов должностей бухгалтера, кассира и других служащих, обслуживающих одного чиновника.

Если это намерение будет реализовано, то председатели местных хуралов представителей, работающие на постоянной основе, останутся только в 42 поселениях. Во всех остальных представительные органы перестанут существовать как юридические лица, а все расчеты, связанные с обеспечение работы депутатов и выплатами компенсаций главам, будут осуществляться через администрации поселений.