В Латвии и в других странах мира 80% населения признает, что дети и семья - это ценность. Однако сейчас число новорожденных невелико, поэтому нужно подумать, как можно мотивировать жителей заводить потомство, сегодня, 6 июля, на форуме "Латвийская демографическая катастрофа: проблемы и решения" сказал социоантрополог Клав Седлениекс, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"В такой ситуации не нужно рассказывать жителям о том, как нужны дети, что это ценность, как показывают разные исследования, это люди уже понимают. Главный вопрос - как мотивировать людей заводить детей, почему нужно это делать", - сказал он. Социоантрополог подчеркнул, что одна из причин, почему люди так неохотно заводят детей, - то, что ребенок дорого обходится.

"Ясно, что ребенок - инвестиция, и это очень дорогая инвестиция. В ребенка нужно вложить много работы и времени, ребенка нужно воспитывать, ребенку нужна пища и одежда", - пояснил Седлениекс.

Он также указал, что начальное образование в Латвии стоит дороже, чем высшее. "Частный детсад в месяц обходится примерно в 426,86 евро, а учеба в вузе - около 284,57 евро в месяц. Получается заколдованный круг - чем дороже обходится ребенок, тем меньше у людей желания иметь детей", - сказал он. "Поэтому все детские сады должны быть бесплатными", - сказал он.

Для жителей Латвии также очень важно то, что об их детях думают соседи, их друзья. Поэтому в этих детей нужно вкладывать все больше и больше средств. Седлениекс также подчеркнул, что ребенок в Латвии и в других странах - это своего рода подтверждение статуса, но чтобы его подтвердить, семье не нужно больше одного ребенка. Многие жители Латвии не хотят иметь детей, потому что сомневаются, что партнеру можно будет доверять и через несколько лет не придется расходиться и потом - много платить за содержание ребенка. Седлениекс отметил, что в европейских странах есть тенденция: в странах, где выплаты алиментов меньше, рождаемость выше, поэтому было бы целесообразно подумать, как их уменьшить.

В свою очередь, демограф Илмар Межс сказал, что если бы за границу уехали люди предпенсионного возраста, это было бы облегчением. Он отметил, что в Ирландию и другие страны в поисках лучшей работы в основном уехали люди, которые находятся в трудоспособном возрасте от 18 до 45 лет. Поэтому государство не только теряет свое население, но и значительно повышается вероятность того, что у тех, кто уехал, дети родятся за границей и они больше не вернутся на родину, что еще больше усугубит демографическую ситуацию в стране. Так что, если бы люди предпенсионного возраста уехали и нашли там работу, это было бы облегчением, считает Межс.

Если ситуация не изменится, то в 2035 году в Латвии более 30% населения будут люди старше 60 лет. "Через десять-двадцать лет на одного работающего будет два пенсионера, что еще больше увеличит налоговую нагрузку, а это, в свою очередь, может вызвать еще одну волну отъездов", - объяснил Межс.

Межс сказал, что уже сейчас большая часть тех, кто родился за рубежом - это дети уехавших из Польши, Литвы и Латвии. Кроме того, демограф отметил, что люди и семьи, которые работают за границей более пяти лет, в основном не собираются возвращаться в Латвию.

Демограф также подчеркнул, что на рождаемость нельзя повлиять только финансовой обеспеченностью. В Европе, в странах с более высокой заработной платой, демографические показатели все равно отрицательны, в то время как в более бедных странах вне Европы у жителей рождаются больше детей. Межс также признал, что в ближайшие годы должны начать проводить более активную политику, способствующую рождаемости, потому что если это не сделать в ближайшем будущем, то стимулировать прирост населения Латвии станет еще труднее.

Демограф также сказал, что одной из проблем является нехватка детских садов, так как многие родители не могут позволить себе отдавать своих детей в частные детские сады. "Если бы мы хотя бы десятую честь от стоимости Южного моста вложили в строительство детских садов, возможно, эта ситуация была бы решена", - сказал Межс.

Демограф предсказал, что в этом году рождаемость будет еще ниже, чем в прошлом. Он отметил, что сейчас самое лучшее время, чтобы страна начала способствовать улучшению демографической ситуации, потому что очень много людей в возрасте от 25 до 30 лет - именно в этом возрасте у людей обычно рождаются дети.

Предварительные результаты переписи показывают, что число жителей Латвии сократилось до примерно 1,9 миллиона человек. Межс допускает, что из страны могли уехать около 300 тысяч жителей.

Также демограф Илмар Межс заявил, что в течение 3-5 лет Латвии массовая иммиграция не угрожает. Да она и не требуется, хотя в ближайшие годы решится, нужна ли она будет через 10 лет. Он сказал, что закономерность "чем богаче страна, тем меньше детей" в Европе уже какое-то время не работает, и наблюдается противоположная тенденция: богатые страны вкладывают средства в детей и семью.

По словам Межса, очереди в детсадах, недоступность бесплатных обедов, пенсионная система способствуют тому, что семьям по финансовым соображениям трудно решиться на второго или третьего ребенка, поэтому численность населения продолжает сокращаться. Это придется компенсировать массовой иммиграцией, условия которой должны быть упрощены.

По словам демографа, в будущем будет практически все равно, на каком языке говорит врач, если к пациенту в больнице никто не сможет подойти в течение дня из-за нехватки рабочей силы. Уже теперь работающих только ненамного больше, чем пенсионеров, а через поколение будет уже по-другому.

По мнению Межса, в Эстонии успешное решение демографической проблем связано с целенаправленной социальной политикой. "Половина расходов на Южный мост - именно столько вложила Эстония в детей и молодые семьи", - добавил он.