Обсуждение результатов антикоррупционной экспертизы закона "О полиции", проведенной неправительственной организация по борьбе с коррупцией "Трансперенси интершеншл - Р", прошло сегодня, 6 июля, в Москве, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Участниками конференции являлись директор центра "Трансперенси интернешнл - Р" Елена Панфилова, заместитель директора Иван Ниненко и юрист центра Софья Дробинская.

В организации отмечают, что согласно принятому в 2009 году по инициативе президента Дмитрия Медведева федеральному закону, каждый законопроект обязан проходить антикоррупционную экспертизу в Минюсте. Как заявляет центр "Трансперенси интернешнл - Р", данная экспертиза закона "О полиции" Минюстом не была проведена.

В результате работы, проведенной центром, было выявлено 17 наиболее коррупциогенных пунктов настоящего закона. Наиболее важными, по мнению экспертов, являются следующие пункты:

Пункт 37 части 1 статьи 12: "На полицию возлагаются следующие обязанности: изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота..."

Пункт 2 часть 1 статьи 13: "Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске..."

Как пояснила юрист Дробинская, наиболее коррупциогенные ситуации чаще всего складываются именно при проверке документов, и этот момент необходимо подробно прояснять в законе.

Часть 4 статьи 14: "Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях", а так же часть 5 статьи 14: "Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания".

"Данные две части одной и той же статьи содержат юридико-лингвистическую неопределенность в отношении понятия "задержание", так как неясно, что есть фактически "момент задержания". Все гораздо сложнее с Административным кодексом. Административное задержание исчисляется с момента доставления либо вытрезвления. И мы понимаем, что, оказывается, есть большая временная разница между фактическим ограничением свободы и моментом доставления", - сказала Дробинская.

Особое внимание центр уделил пункту 7 статьи 14 закона "О полиции": "Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции".

Как прокомментировала Панфилова, в законе не прописано, как может реализоваться право на звонок, можно ли совершать платные телефонные звонки и многое другое. Очень часто возникает ситуация, когда в этом праве отказывают, объясняя свой отказ тем, что нет технической возможности для предоставления этого права. Именно поэтому надо уточнить такие нормы, считает она.

Вчера, 5 июля, на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, проведенном в Нальчике, президент РФ Дмитрий Медведев выявленные в ходе экспертизы нормы обещал отправить на рассмотрение в контрольно правовое управление президента. Если юристы примут единое решение, то в закон "О полиции" будут внесены изменения. Как отмечают в организации, президент признал, что законопроект далек от совершенства, а подобные экспертизы - хороший повод начать работу по улучшению законов.